Связь себестоимости продукции с ценой
Одним из важнейших экономических рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.
Цена - денежное выражение стоимости товара; экономическая категория, позволяющая косвенно измерить затраченное на производство товара общественно необходимое рабочее время.
При товарных отношениях цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, т. е. является механизмом, обеспечивающим равновесие между спросом и предложением, а следовательно, между ценой и стоимостью.
С помощью цен соизмеряются затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия, экономически обосновываются наиболее выгодные варианты осуществления капитальных вложений, стимулируются производство и потребление, а также качество товара.
При формировании оптовых цен на промышленную продукцию используются текущие издержки производства (себестоимость), нормативная прибыль, налог на добавленную стоимость.
Следует отметить, что текущие издержки производства являются основополагающими при установлении цен, хотя на этом процесс ценообразования не завершается.
В зависимости от характера обслуживаемого оборота различают три основных вида цен на промышленную продукцию: оптовая цена предприятия, оптовая цена промышленности и государственная розничная цена.
Затратное ценообразование включает в себя ряд методов. При этом все они базируются на одном общем принципе: в цену продукции включается, помимо себестоимости, определенная наценка. В то же время величина самой себестоимости в каждом случае может быть разной.
Метод ценообразования на базе полной себестоимости предполагает необходимость расчета наценки к полной себестоимости. При этом наценка включает в себя только желаемую величину прибыли на единицу продукции. Для расчета цены (P) используется следующая формула:
,…………………………………… (2)
где - полная себестоимость единицы продукции в рублях;
- наценка в долях единицы (коэффициент рентабельности затрат).
Коэффициент рентабельности затрат рассчитывается по данным на выпуск всей продукции предприятия по формуле:
, (3)
где П - прибыль предприятия на выпуск продукции за период (например, год);
С - полная себестоимость всей продукции предприятия за тот же период.
Данный метод расчета цены является очень простым и удобным, однако он не учитывает условия, сложившиеся на рынке. Кроме того, наибольшую трудность представляет собой проблема распределения косвенных расходов на конкретные виды продукции, поскольку их необоснованное распределение может привести к искажению индивидуальной себестоимости.
Применение этого метода отечественными предприятиями часто приводит к неконкурентоспособности продукции, поскольку происходит неизбежное и постоянное повышение цен. С другой стороны, анализ зарубежного опыта показывает, что завоевание и удержание рынков сбыта возможно только при реализации продукции по ценам, покрывающим издержки, и получении заданной величины прибыли за счет увеличения объема выпуска.
Затратный механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами и, с другой - способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени. Суть затратного подхода состоит в том, что величина цены товара становится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих затраты, расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы товара.
Конечно, затратный подход не обеспечивает полного решения проблемы ценообразования, т.к. по сути дела заменяет задачу определения цены товара задачей определения цен факторов, затраченных на производство и продажу товара. Этим облегчается решение исходной задачи, т.к. цены факторов установить проще, чем цену товара, к тому же при определении цен факторов вновь можно применить тот же затратный подход, чем создается цепной способ образования цены товара.
Еще одна особенность, которую следует иметь в виду, характеризуя затратный подход, состоит в необходимости установления вида издержек, на основании которых определяется цена. Чаще всего используются средние издержки в расчете на единицу товара из всего количества (партии) производимых и продаваемых товаров. Однако могут быть применены и предельные издержки, под которыми понимается прирост общих издержек, обусловленный увеличением производства и продажи на одну единицу. Обычно предельные издержки ниже средних. Широко распространено определение издержек на основе калькуляции, т.е. бухгалтерского расчета затрат (расходов) по их отдельным элементам.
Другое по экономике
Экономические ресурсы рента, ссудный процент, прибыль, ценообразование
рента ссудный процент
прибыль ценообразование
В
данной курсовой работе по экономической теории, представлены различные
экономические потребности и ресурсы. Эти ресурсы подразделяются на ренту,
ссудный процент, и прибыль, а так же ценоо ...