Анализ безубыточности производства
= pq - c - vq , (31)
где PR - прибыль от реализации продукции, денежных единиц; - цена реализации единицы продукции, денежных единиц; - количество проданных единиц продукции, натуральных единиц; - совокупные постоянные затраты, денежных единиц; - переменные затраты на единицу продукции, денежных единиц.
На основе формулы (31) легко проводится решение основных задач анализа безубыточности: определение точки безубыточности; определение объемов производства для получения целевой прибыли; определение цены в анализе безубыточности.
Точка безубыточности - это такой объем продукции, при реализации которого выручка от реализации покрывает совокупные затраты. В этой точке выручка не позволяет предприятию получить прибыль, однако убытки тоже отсутствуют. В соответствии с чем согласно (31) формула для определения точки безубыточности Qk примет следующий вид:
(32)
Анализ безубыточности позволяет определить количество единиц продукции Q пл , которое необходимо произвести и реализовать для получения запланированной прибыли PRпл . Исходя из (31) искомый объем продукции Q пл определяется следующим образом:
(33)
С помощью анализа безубыточности можно также принимать и ценовые решения. На основе (31) (учитывая, что в точке безубыточности PR = 0) минимально допустимая цена за единицу продукции, обеспечивающая покрытие совокупных затрат, будет определяться следующим образом:
(34)
Формула (34) служит отправной для расчета цены, которую требуется установить для получения запланированного размера прибыли PR пл :
(35)
Следует отметить, что математический аппарат для проведения анализа безубыточности разработан лишь применительно к бухгалтерской модели, на основе которой и ведутся все практические расчеты. Вместе с тем допущения, положенные в основу данной модели, могут искажать достоверность результатов проводимого анализа.
К числу наиболее существенных в бухгалтерской модели относится предположение о неизменности цены реализации единицы продукции. С точки зрения адекватности действительности такое допущение не всегда приемлемо для предприятий.
В некоторых условиях, характеризующихся высокой степенью ценовой эластичности спроса, применение бухгалтерской модели безубыточности ведет к некорректному решению соответствующих маркетинговых задач, в связи с чем представляется актуальным поиск более совершенных подходов к решению рассматриваемой проблемы.
Другое по экономике
Определение рыночной стоимости предприятия (бизнеса) ООО Импульс
Переход
нашей страны к рыночной экономике потребовал углубленного развития ряда новых
областей науки и практики.
Процесс
приватизации, возникновение фондового рынка, развитие систем страхования и
переход коммерческих банков к выдач ...