Современные методы борьбы с неэффективностью использования ресурсов
Компании, у которых возникают более «длительные» свободные средства (на срок до нескольких месяцев), могут использовать такой инструмент, как вексель. Предпочтение при этом обычно отдается банковским бумагам, и чаще всего - бумагам обслуживающего банка. Если речь идет о крупных суммах вложений, предприятия оценивают рынок и покупают бумаги наиболее доходных эмитентов.
Торговля на фондовом рынке с использованием свободных денежных средств не распространена среди компаний реального сектора. Тем не менее, по наблюдениям инвестиционных и посреднических компаний, предприятия все чаще интересуются, как заработать на торговле акциями и облигациями, Это связано с высокой прибыльностью таких операций. Работать на бирже удобнее с помощью посредников, так как непосредственное участие предприятия в торгах требует регистрации его как участника фондового рынка и регулярной переаттестации сотрудника, который будет заниматься торговлей.
. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
Дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любой компании. Слишком высокая доля дебиторской задолженности в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании.
Систему управления дебиторской задолженностью можно разделить на два крупных блока: кредитную политику, позволяющую максимально эффективно использовать ее как инструмент увеличения продаж, и комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности.
Разумное использование коммерческого кредита способствует росту продаж, увеличению доли рынка и, как следствие, положительно влияет на финансовые результаты компании. Хотя деятельность предприятий реального сектора экономики значительно отличается от работы банков, основные принципы кредитования клиентов остаются теми же: коммерческий кредит предоставляется покупателю с учетом его стоимости (ресурсы предоставляются на платной основе) и срочности (срок использования денежных средств ограничен).
При формировании кредитной политики нужно определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для компании, так и по каждому контрагенту (кредитный лимит). Рассчитывая эти показатели, компания в первую очередь ориентируется на свою стратегию, т. к. увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своей рыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств. При этом нужно поддерживать достаточную ликвидность компании и учитывать кредитный риск.
Не менее значимой характеристикой коммерческого кредита является срок, на который он выдан. Большинство компаний, устанавливая сроки по коммерческим кредитам, ориентируются на предложения конкурентов. Нужно также следить за тем, чтобы средняя оборачиваемость дебиторской задолженности была выше аналогичного показателя по кредиторской задолженности. Нельзя допускать, чтобы компания, получив кредит в банке на 30 дней, своим покупателям предоставляла отсрочку платежа на 40 дней. В противном случае избежать возникновения дефицита денежных средств будет сложно.
Основным инструментом контроля дебиторской задолженности служит так называемый реестр старения. Он представляет собой таблицу, содержащую неоплаченные суммы счетов, которые группируются по периодам просрочки платежа, и составляется исходя из политики компании в области кредитования контрагентов. К примеру, менеджмент компании может считать, что просрочка платежа в течение семи дней допустима, при превышении этого срока следует активно работать с контрагентом по возврату дебиторской задолженности, а в случае просрочки более 30 дней - обращаться в суд. Исходя из этого, будет осуществляться группировка в реестре старения дебиторской задолженности: 0-7 дней, 8-15, 16-30, свыше 30.
Контроль состояния кредиторской задолженности - важная часть управления компанией в целом, поскольку при умелом управлении такая задолженность может стать дополнительным, а главное, дешевым источником привлечения заемных средств. Поэтому от того, как выстраиваются отношения с контрагентами, согласовываются условия заключаемых договоров, отслеживаются сроки их оплаты, во многом зависит эффективность использования полученных средств. С другой стороны, компания не должна попадать в зависимость от кредиторов и сопоставлять выгоды от использования привлеченных средств с расходами по их обслуживанию.
Другое по экономике
Экономика России во второй половине XVIII века
Экономика и государство России второй половины XVIII века характеризуются,
прежде всего, сменой приоритетов, связанных с капитализацией производства.
Проблема перехода России от феодальной формации к капиталистической сложна и
многопла ...