Цели фирмы
Поведение фирмы может быть обусловлено интересами руководства, рыночными условиями (конкурентные возможности и ограничения), целями фирмы. Практика хозяйственной деятельности свидетельствует о множественности целевых установок фирм, представляющих собой иерархическую систему, которая эволюционирует как во времени, так и в зависимости от складывающихся рыночных условий. Поэтому дать однозначное определение цели фирмы не представляется возможным.
Целью фирмы может быть максимизация выручки, являющейся важным показателем результативности деятельности фирмы. Нацеленность руководства фирм на валовые показатели нередкое явление, поскольку часто именно с этим показателем связано вознаграждение руководства. Другой, часто проявляющей себя целью фирм является экономический рост. Являясь показателем делового успеха и для владельцев и для инвесторов, он не только способствует расширению возможностей фирмы для маневра и защиты от рыночной неопределенности (за счет расширения доли рынка), но и выступает в качестве средства для достижения более отдаленных целей. Фундаментальным мотивом деятельности фирмы может быть выживание в долгосрочной перспективе, чего фирма может добиться посредством достижения промежуточных целей, таких как технологическое совершенствование и инновационная деятельность. Наконец, в условиях сложных корпоративных образований, имеющих несколько центров власти (акционеры, менеджеры, кредиторы, поставщики), целью может стать стремление к удовлетворенности, обусловленное необходимостью поиска баланса интересов сторон. Стремление к удовлетворенности есть признак рациональности поведения, так как фирма практически всегда сталкивается с конфликтностью целей, и главный для нее вопрос - обеспечение единонаправленности целей в долгосрочной перспективе.
В неоклассической теории в качестве цели фирм постулируется стремление к максимизации прибыли. Такое предположение обосновывается тем, что оно, с одной стороны, наиболее точно отражает предпринимательскую мотивацию, а с другой - задачу конкурентного взаимодействия фирм. К тому же, оно очень удобно для моделирования поведения фирм. Между тем по ряду причин можно усомниться в однозначности такой трактовки цели фирм. Во-первых, в условиях рыночной неопределенности максимизация прибыли как инструмент принятия решений малопригодна. Во-вторых, по мере обособления управления и собственности возникает множественность целей, и максимизация прибыли как цель угасает. В-третьих, сами фирмы могут не стремиться к максимизации прибыли, опасаясь усиления отраслевой конкуренции и применения регулирующих мер со стороны государства. Наконец, существуют объективные трудности достижения такой цели, так как попытки максимизировать что-либо связаны с дополнительными затратами, которые могу превысить ожидаемые выгоды.
Сказанное не означает, что прибыль утрачивает роль целевого ориентира фирмы. Ведь прибыль является показателем эффективности функционирования фирмы, источником вознаграждения предпринимателя и ее развития. Уже в силу этого фирма вынуждена ориентироваться на получение прибыли, иначе будет вытеснена с рынка в процессе конкуренции как неэффективная структура. Поэтому, даже при наличии четко сформулированных альтернативных целей, нацеленность фирмы на получение удовлетворяющего ее уровня прибыли в долгосрочной перспективе присутствует всегда.
Т.о. Целевые устремления фирм многообразны и изменяются как во времени, так и в зависимости от рыночных условий, однако, получение прибыли является определяющим условием долгосрочного функционирования фирмы
Доход фирмы формируется в виде выручки, величина которой зависит от цены и количества реализованной продукции. Так как рыночная цена блага является функцией спроса, то кривая спроса на продукцию фирмы одновременно является кривой ее дохода от единицы продукции, то есть кривой средней выручки (AR) фирмы AR=TR/ /Q=P(Q)Q. (Рис. 2.) Умножив количество проданной продукции на цену, мы получим величину совокупной выручки (TR) фирмы. TR(Q)= =P(Q)Q. Поскольку функция спроса является убывающей, каждая дополнительно проданная единица будет приносить фирме убывающее приращение дохода. Поэтому предельная выручка (MR), отражающая прирост совокупной выручки от дополнительно реализованной единицы продукции будет убывающей. MR =∆TR/∆Q = ∆(PQ)/∆Q. Учитывая обратный характер зависимости цены и спроса, следует сделать вывод о том, что кривая предельной выручки (MR) будет всегда находиться ниже кривой средней выручки (АК) , а увеличение совокупной выручки (TR) будет зависеть от изменения предельной выручки (MR). Динамика совокупной выручки зависит от эластичности спроса. При эластичном спросе предельная выручка положительна и совокупная выручка растет, а при неэластичном - отрицательна и совокупная выручка снижается. Предельную выручку легко найти как первую производную функции совокупной выручки. Для линейной кривой спроса функция достигает своего максимума в точке, где предельная выручка равна нулю:
Другое по экономике
Предложения по повышению производительности труда на ЗАО Омский электроаппаратный завод
Производительность
труда - основной показатель экономической эффективности производства.
Производительность является обобщающим показателем результативности труда,
характеризующим объёмы выпущенной продукции или произведённых услуг на ...