Управление издержками как фактор целевого планирования прибыли
В качестве примера того, каким образом стратегическое позиционирование может оказывать существенное влияние на роль анализа затрат, рассмотрим решение о вложении средств в совершенствование системы планирования затрат на производство. Для предприятия, которое осуществляет стратегию лидерства по затратам в развитом торговом бизнесе, скорее всего повышенное внимание к калькуляции себестоимости будет очень важным постоянным инструментом. С другой стороны, для предприятия которое следует стратегии дифференциации продукции на управляемом рынке, в быстро растущем и быстро меняющемся направлении бизнеса тщательно спланированные издержки, очевидно, окажутся гораздо менее важными.
Для оценки стратегического позиционирования в рамках SCM важно осознание стратегической направленности предприятия, которое изложим ниже в соответствии с предложением The Boston Consulting Group. Целесообразно рассмотреть три стратегические направленности:
1. Наращивать. Эта стратегическая направленность ставит целью расширение доли рынка сбыта, даже за счет частичного снижения прибыли и денежных потоков. Это направление предполагает широкомасштабные инвестиционные программы, и потому заработанных фирмой денег часто будет не хватать на финансирование инвестиций. Та бизнес-единица компании, которая придерживается данной стратегической направленности, является чистым потребителем денежных средств.
. Поддерживать. Эта стратегическая направленность связана с удержанием завоеванной доли рынка и, соответственно, позиций предприятия по отношению к конкурентам. Отток денег для предприятия, выбирающих такую стратегию, скорее всего, приблизительно будет равен денежному притоку. Эту стратегическую направленность обычно реализуют предприятия на быстро меняющемся рынке, например, компьютерные производители.
. Использовать достижения. Эта стратегическая направленность подразумевает в качестве цели получение максимальных краткосрочных прибылей и денежных доходов даже за счет снижения доли на рынке. Эту стратегическую направленность обычно выбирают предприятия с большой долей рынка в медленно растущих отраслях (например, American Brands в производстве табачной продукции).
Выбор стратегической направленности предопределяет отношение предприятия к вопросам планирования издержек и бюджетирования. Ниже приведены основные отличия в отношении планирования для различных стратегических направлений.
Таблица 3.1 Отношение к бюджетированию для различных стратегий
Стратегия |
Наращивать |
Поддерживать |
Использовать достижения |
Роль бюджета |
Инструмент краткосрочного планирования |
Инструмент управления (принуждения) | |
Пересмотр планов в течение года |
Относительно просто |
Относительно сложно | |
Важность гибкого планирования |
Относительно низкая |
Относительно высокая | |
Роль менеджеров подразделений в планировании |
Относительно высокая |
Относительно низкая | |
Роль нормативных затрат |
Относительно низкая |
Относительно высокая | |
Важность выполнения бюджета |
Относительно низкая |
Относительно высокая | |
Основное внимания при контроле |
Контроль динамики |
Контроль результатов |
Другое по экономике
Экономический рост
Экономический рост можно рассматривать как долгосрочный аспект динамики
совокупного предложения или, что более точно, потенциального объёма выпуска.
Анализ его факторов и закономерностей является одним из центральных вопросов
макроэкон ...