Экономический механизм российского федерализма
Экономический федерализм - это внутренняя система связей и механизм взаимодействия федерации и ее субъектов в сфере экономической деятельности и их экономических интересов, регулируемых Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов федерации или иными нормативными актами.
Система экономического федерализма строится на следующих основных принципах: равноправие федерации и ее субъектов в рамках собственных предметов ведения; равноправие федерации и ее субъектов в рамках их предметов ведения на основе соответствия доходных полномочий сторон и их исходной ответственности; конституирование в федерации двух уровней государственной собственности; экономическая самодостаточность, то есть признание полноправным субъектом федерации тех субъектов, которые способны реализовать принцип экономической самодостаточности.
В настоящее время в России трансформируется экономический механизм федеративных отношений, поэтому особую важность приобретает теоретическое исследование вопросов экономического федерализма.
Экономический механизм российского федерализма, так же как и атрибуты данной формы государственности, находится в развитии. Проблема заключается в создании такого экономического механизма федеративных отношений, который позволил бы стимулировать каждый субъект федерации к наращиванию производственного потенциала, привлечению инвестиций, внедрению новейших технологий, переходу на самообеспечение, саморазвитие, укрепление экономического федерализма в целом.
Наиболее значимыми при исследовании проблемы экономического механизма федеративных отношений считается: определение сущности экономического механизма, целевых установок и роль в укреплении интеграционных начал социально-экономического развития страны.
Экономический механизм федеративных отношений должен включать материальное стимулирование как систему мер, направленных на регулирование платежеспособного спроса и предложения; уменьшение налогов; создание механизма социальных гарантий и социальной защиты; стимулирование предпринимательской деятельности, деловой активности; разработку мер, препятствующих сокращению потребительского спроса из-за низкого уровня доходов населения, безработицы и т.д.
При исследовании структуры экономического механизма федеративных отношений, необходимо исходить из необходимости гармонизировать отношения в рамках двухсекторной модели социально-экономического развития (государственный и негосударственный секторы). Таким образом, экономический механизм федеративных отношений рассматривается с позиций субъектов, при доминировании государства как субъекта экономических отношений и структуры, элементами которой являются организационные формы производства и система стимулирования.
Исследование экономического механизма федеративных отношений предполагает субъектный анализ. В качестве субъектов выступают федерация, субъекты федерации (регионы), органы законодательной (представительной) и исполнительной власти в соответствии с предметами ведения и объемом полномочий.
Экономические интересы выступают в качестве побудительных мотивов деятельности. Система экономических интересов многообразна и характеризуется сложной структурой с позиции субъектов - носителей экономического интереса. В рамках федеративных отношений следует выделить национальные или общегосударственные интересы и интересы субъектов федерации.
Общегосударственные экономические интересы нацелены на сохранение целостности государства, единства экономического, социального, конституционно-правового пространства, обеспечения равенства граждан России, сохранение среды обитания
человека, геополитическое и геостратегическое положение страны, статус России как субъекта международного права.
Общерегиональные интересы или интересы субъектов федерации заключаются в возможности реализации на каждой конкретной территории гарантированных Конституцией РФ прав и свобод, равно как и в наличии для этого необходимых местных условий. Если общерегиональный интерес подкрепляется государственной политикой и деятельностью органов власти субъектов федерации, начинается активное формирование интересов, обусловленных стремлением к стабильному воспроизводству условий жизнедеятельности региона, которые стимулируют хозяйственные субъекты и население; единичные, качественно-различные региональные интересы нацелены на сохранение и развитие социального, демографического, хозяйственного, природно-ресурсного потенциала региона. В качестве параметров, характеризующих региональные интересы субъектов федерации, могут быть предложены следующие: соответствие уровня и образа жизни населения, его отдельных слоев и групп федеральным и местным стандартам; существование региональных бюджетно-финансовых и других экономических (например, собственности) источников развития; наличие возможностей для использования трудового (производственного, интеллектуального, духовного) потенциала региона с учетом мнений местных жителей о качестве, разнообразии и привлекательности рабочих мест; функционирование системы внутри- и межрегиональных связей (хозяйственных, социальных и др.); наличие достаточного природно-ресурсного и экологического потенциала; стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации.
Другое по экономике
Малый и средний бизнес Республики Казахстан
Первое
десятилетие экономических преобразований в странах, сбросивших давление
командно-административной системы управления, стало для них началом нового
политэкономического обустройства в векторе мирового развития.
Радикальные
и в ...