Анализ роли и места исследуемой проблемы в системе менеджмента
Чтобы принимать решения в сфере производства, сбыта, финансов, инвестиций и инноваций, руководству предприятия необходима деловая систематическая осведомленность по вопросам, которые являются результатом отбора, анализа и обобщения исходной информации.
Предметом анализа являются непосредственно все стороны хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, включая вопросы социального и культурного развития, отраженные в системе показателей внутрихозяйственного планирования, учета, отчетности и иных источниках информации.
Аналитическое исследование
финансово-хозяйственной деятельности предприятий базируется на определенных принципах.
1. Государственный подход.
При оценке экономических явлений и процессов необходимо учитывать их
соответствие государственной экономической, социальной, международной
политике и законодательству.
2. Научный характер.
Анализ должен базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства.
3. Комплексность.
Анализ требует всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.
4. Системный подход.
Анализ должен базироваться на понимании объекта исследования как сложной динамической системы со структурой элементов.
5. Объективность и точность.
Информация, использующаяся для анализа должна быть достоверна и объективно отражать действительность, а аналитические выводы должны быть обоснованы точными расчетами.
6. Действенность.
Анализ должен быть действенным, т.е. активно воздействовать на ход
производства и его результаты.
7. Плановость.
Для эффективности аналитических мероприятий анализ должен проводиться систематически.
8. Оперативность.
Эффективность анализа сильно возрастает если он проводится оперативно и аналитическая информация быстро воздействует на управленческие решения менеджеров.
9. Демократизм.
Предполагает участие в анализе широкого круга работников и, следовательно, более полное выявление внутрихозяйственных резервов.
10. Эффективность.
Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.
Системный подход к анализу деятельности экономических единиц подразумевает понимание того, что каждая такая единица представляет собой сложную систему элементов, объединенных множеством связей как друг с другом, так и с внешней средой. Нельзя анализировать тот или иной аспект деятельности предприятия изолированно, это следует делать только с учетом системных связей.
Чем сложнее экономическая единица, тем больше составляющих ее подсистем, тем сложнее и многограннее должен быть анализ ее финансово-хозяйственной деятельности. Начинают его обычно с выделения основных элементов системы. В применении к промышленному предприятию это могут быть производственная, сбытовая, финансовая, управленческая и снабженческая подсистемы. Для предприятия торговли наиболее важными будут, вероятно, подсистемы поставок и сбыта, а также финансов. В каждом конкретном случае выделение основных подсистем производится индивидуально, с учетом специфики деятельности предприятия. Например, для промышленного предприятия, работающего главным образом по системе государственного заказа, сбытовая функция будет не столь важна, как для предприятия, реализующего свою продукцию на открытом конкурентном рынке.
На втором этапе вырабатывается система показателей, наилучшим образом характеризующая различные функции и подсистемы предприятия, а также критерии оценки и пороговые величины, позволяющие относить полученные значения показателей к успешным или неудачным.
Третий этап в системном подходе, пожалуй, наиболее важен - в ходе него выявляются взаимосвязи подсистем предприятия и показатели, характеризующие эти связи. Как влияет эффективность деятельности отдела поставок на финансовый результат предприятия? Почему изменение организационной структуры предприятия приводит к улучшению качественных или количественных показателей производства? Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия нельзя признать полным, если взаимосвязи всех этих подсистем не выявлены и не описаны.
Другое по экономике
Влияние денежной массы и нефти на объем фондового рынка
Stock
= капитализация по индексу РТС
M =
денежная масса M2 (в России)
Oil =
цена нефти марки Brent
Идея модели: есть гипотеза о том, что объем фондового рынка определяется
объемом денежной массы. Эта гипотеза не очень хорошо обос ...