Создание условий для модернизации городского хозяйства
Основой экономических отношений в отраслях городского хозяйства является система бюджетного дотирования предприятий городского хозяйства.
Дотационность отраслей городского хозяйства и отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество и качество в сочетании с централизацией управления коммунальными предприятиями и отсутствием конкуренции являются основными причинами существующих проблем во всех отраслях городского хозяйства: хронического дефицита финансирования, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий городского хозяйства, высокого уровня потерь ресурсов.
Бюджетные ограничения обусловливают отсутствие средств для модернизации и развития инфраструктуры отраслей городского хозяйства. Кроме того, существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения, компенсируют промышленные предприятия за счет перекрестного субсидирования, что увеличивает себестоимость продукции и снижает конкурентоспособность. (10)
Новая система экономических отношений в городском хозяйстве предполагает принципиальное изменение, как функций ее участников так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков.
Основной идеей экономической реформы является передача права распоряжения всеми бюджетными средствами, выделяемыми в настоящее время на дотирование, от предприятий городского хозяйства непосредственно гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств, отказ от практики централизованного решения локальных задач по содержанию жилищного фонда, предоставлению транспортных услуг.
Достаточное финансирование затрат по предоставлению жилищно-коммунальных и транспортных услуг может быть достигнуто путем: (14)
ü перехода на полную оплату услуг потребителями (в том числе населением), включая отчисления на капитальный ремонт и модернизацию, при обеспечении социальной защиты малоимущих и льготных категорий граждан;
ü упорядочения механизма предоставления льгот и компенсаций по оплате услуг;
ü переориентации нерациональных расходов предприятий, выявленных в ходе аудита и экспертизы тарифов, на модернизацию и развитие инженерной инфраструктуры;
ü создания прозрачного механизма формирования тарифов на жилищно-коммунальные и транспортные услуги и целевого использования составляющих тарифа (амортизационные отчисления, прибыль и т. п.) на модернизацию и развитие.
Тариф для конечного потребителя должен складываться с учетом затрат всех участников процесса предоставления услуги. (8)
Необходимо ликвидировать существующее разделение направлений финансирования городского хозяйства из бюджета города. В рамках системы персонифицированных социальных счетов граждан должны быть объединены все виды финансовой помощи государства, включая оплату жилья и коммунальных услуг (жилищные субсидии и льготы).
В результате конечные потребители услуг - граждане получат возможность контролировать направление и расходование средств из бюджета города, которое станет прозрачным и адресным.
При переходе к адресному субсидированию будут учитываться социальные нормы площади жилья, нормативы потребления коммунальных услуг, стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг, цены на транспортные услуги, содержание и ремонт жилья в соответствии с реестром социальных услуг, предоставляемых населению и стандартами проживания в городе.
Размер субсидии для всех категорий получателей должен зависеть от размера совокупного дохода семьи и рассчитываться как полная компенсация разницы между установленным размером платы в пределах социальной нормы и нормативов потребления услуг и максимально допустимым размером собственных расходов семьи на оплату соответствующих услуг, определяемым на основе установленной предельно допустимой доли этих расходов в совокупном доходе семьи.
Другое по экономике
Предложения по повышению производительности труда на ЗАО Омский электроаппаратный завод
Производительность
труда - основной показатель экономической эффективности производства.
Производительность является обобщающим показателем результативности труда,
характеризующим объёмы выпущенной продукции или произведённых услуг на ...