Государственная политика поддержки и развития малого предпринимательства в России
С 1 июля 2009 года вступил в силу новый Федеральный закон о порядке проведения контроля предпринимательской деятельности, в соответствии с которым закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности 13 видов бизнеса. Например: предоставление гостиничных услуг и бытовых услуг; услуг общественного питания и розничная торговля. Именно в этих сферах подавляющее число предприятий - субъекты малого и среднего предпринимательства.
Плановые проверки малых компаний будут осуществляться не чаще, чем 3 раза в год, а внеплановая проверка - только с санкции прокурора. В настоящее время Минэкономразвития ведет разработку необходимой нормативной базы для того, чтобы обеспечить своевременное вступление в силу норм закона.
В конце 2008 года были внесены изменения в законодательство о государственном и муниципальном заказе. Обеспечение допуска малых и средних предприятий к госзаказу, конкуренция при размещении госзаказа,- это триллион рублей в год для малого бизнеса.
Принятые меры:
Во-первых, требование об обязательной квоте для малого предпринимательства теперь распространяется не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Квоты на закупки распространяются теперь не только при конкурсном размещении заказов, но и при проведении аукционов. Кроме того, ФАС намерена жестко отслеживать выполнение данной нормы государственными заказчиками, выдавать предписания при неисполнении.
Также подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым в 5 раз (до 15 млн. рублей) предлагается увеличить максимальный размер лота при специальных торгах исключительно среди субъектов малого предпринимательства. Такое увеличение основано, в том числе на исследовании, проведенном Опорой России в 10 регионах РФ.
Кроме этого, подготовлен проект постановления, существенно расширяющий перечень товаров и услуг, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства. Это более 60% всей номенклатуры.
Большой потенциал для увеличения участия малых компаний в государственном заказе содержится в развитии электронных аукционах. Именно при таком размещении заказа статистика показывает наибольшее участие малого предпринимательства. По данным Росстата в 2008 году при аукционах 21% контрактов заключено с субъектами малого предпринимательства, при конкурсах - только 12%.
В 2010 году Минэкономразвития провел отбор электронных площадок для проведения электронных аукционов и этот способ размещения государственного и муниципального заказа станет основным.
Все эти меры позволят малым компаниям получить заказы более чем на 1 трлн. руб. Кроме стимулирования спроса на продукцию малого бизнеса, комплекс мер направлен на имущественную поддержку.
Принят федеральный закон, предоставляющий преимущественное право выкупа помещений для малых и средних предприятий - арендаторов.
В 73 регионах в развитие данного Федерального закона приняты законы, установившие предельные значения по площади и сроку рассрочки оплаты приобретаемого имущества.
Принято постановление Правительства Российской Федерации об указанных выше предельных значениях: 1000 кв.м. и 3 года рассрочки соответственно. Начато формирование региональных и муниципальных перечней имущества для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Помещения, включенные в такой перечень, будут предоставляться на долгосрочной основе и по льготной ставке аренды. Установлены следующие льготы: первый год аренды - 40% от рыночной стоимости имущества, второй - 60%, третий и далее - 80%.
Определение минимального срока аренды в 1 год позволит исключить случаи предоставления помещений в аренду без соответствующей регистрации, что в первую очередь существенно защитит права малых и средних компаний. В условиях кризиса необходимо уделять внимание и осуществлению специальных информационных мероприятий и акций (включая поведение специальных семинаров, конференций, брифингов, размещение информации на сайтах федеральных и региональных органов государственной власти, посвященных вопросам малого предпринимательства), направленных на разъяснение информации:
Другое по экономике
Технико-экономическое обоснование реконструкции цеха по производству бумажной продукции
С
ростом конкуренции на рынке переработки бумаги, отечественные ЦБК стали
присматриваться к рынку переработки собственной продукции. В результате
компаниям-переработчикам, работавшим ранее в этом сегменте, приходится уступать
место. С ...