Государственная политика поддержки и развития малого предпринимательства в России
Вместе с тем снижение налогового бремени и упрощение налоговой отчетности для малого бизнеса должны сопрягаться с увеличением доли налогов, уплачиваемых субъектами малого бизнеса в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Очевидно, что решение таких противоречивых задач возможно только при максимально возможном вовлечении предпринимателей в легальный бизнес, увеличение их численности и численности работников на предприятиях малого бизнеса, росте объемов производства и товарооборота в них.
Как известно, упрощенная система налогообложения предусматривается для налогоплательщиков с численностью работающих до ста человек и вполне подходит для налогообложения субъектов малого бизнеса.
Введенные в России специальные налоговые режимы позволили в значительной мере снизить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это положительно сказалось на развитии производства, оживление инновационной деятельности. Упрощение отчетности снизило издержки на ведение налогового и бухгалтерского учета и облегчило налоговое администрирование соответствующего контингента налогоплательщиков.
Часть, ранее пребывавших в режиме общего налогообложения , перешла за последние 5 лет на специальные налоговые режимы, многие предприниматели покинули «теневую» сферу. С 2002г. по 2007г. численность налогоплательщиков, специальные налоговые режимы, увеличилось с 2 до 3,7 миллиона, а поступления налогов, уплачиваемых в их рамках, выросли в 3,3 раза.
В 2007г. поступления налогов от предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, увеличилось по сравнению с 2006г. на 50%,а по сравнению с 2005г.- в 2,2 раза, что значительно превышает соответствующие показатели по всем налоговым поступлениям в целом. Вместе с тем доля налога при упрощенной системе налогообложения в налоговых поступлениях 2007г. мала - всего 1,2 %.Закрепление налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения , за бюджетами крайне слабо повлияло на стабилизацию доходной базы соответствующих бюджетов- доля этого налога в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации составила всего 2% , а в местных бюджетах -1,9%.
Основными направлениями налоговой политики на плановый период 2010 и 2011 годов не предусматривается существенным изменением
в налогообложении малого бизнеса, если иметь в виду новации в отношении действующих налоговых режимов. Но, безусловно, что резервы их совершенствования есть.
Главное, чего следует избегать в практике применения специальных налоговых режимов, - это использование заложенных в законодательстве возможностей искусственного расчленения крупного бизнеса на мелкие предприятия, которые по параметрам своей деятельности отвечают требованиям специальных налоговых режимов, с целью занижения налоговых платежей, к чему сегодня широко прибегают , используя механизм упрощенной системы налогообложения .
Важнейшим направлением регулирования деятельности малых предприятий должно быть стимулирование инновационного процесса. Для малых предприятий, функционирующих в рамках режима упрощенной системы налогообложения, такое стимулирование предусмотрено, в частности, в виде списания стоимости приобретенных основных средств и нематериальных активов в момент постановки их на учет, то есть в виде отмены существующего для всех иных налогоплательщиков механизма списания стоимости основных средств и нематериальных активов через амортизационные отчисления. Такое правило действует только для тех налогоплательщиков, которые выбирают в качестве объекта налогообложения доходы за минусом расходов и в определенной степени стимулирует выбор более прогрессивного механизма налогообложения.
Однако, подобных мер оказывается все же недостаточно, поскольку улучшающееся производство требует постоянной реконструкции и модернизации используемого оборудования, что связано, как правило, с существенными капиталовложениями. В данной связи логичным представляется разрешение налогоплательщикам с 2008г. учитывать расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств при определении налоговой базы по соответствующему налогу. Разумеется, что указанные виды работ должны быть сообразны требованиям законодательных норм. Так, налогоплательщикам разрешается списание указанных расходов с момента ввода основного средства, подвергшегося изменениям, в эксплуатацию - независимо от того, приобретено ли само модернизированное основное средство до перехода на специальный налоговый режим или после списание указанных расходов осуществляется лишь по факту оплаты соответствующих работ.
Другое по экономике
Механизм улучшения экономического состояния промышленного предприятия
Работа менеджеров в условиях рыночных методов хозяйствования требует
умения творчески мыслить, свободно ориентироваться в конкретных
производственных ситуациях и оперативно, рационально решать экономические,
организационно-технические ...