Основы предпринимательской деятельности в современной экономике
В основе предпринимательской деятельности лежит личный интерес. В реальной жизни мотивами предпринимательства выступают различные факторы, направленные на достижение целевых устремлений. В частности, если предприниматель - собственник, он стремится получить наибольшую доходность от используемых ресурсов. Если он управленец, то он обязан соотносить свои действия с внешними факторами, приспосабливаться к изменениям рыночной ситуации. Безусловно, предприниматели в своих действиях руководствуются и внутренними мотивами, прежде всего, стремлением добиваться приемлемой нормы доходности. Ибо именно доход является стимулом предпринимателя, показателем эффективности использования ресурсов, источником дальнейшего развития предпринимательства.
В целом в предпринимательской среде можно выделить несколько групп, различающихся по мотивам деятельности. Среди них: бизнесмены, ориентированные на улучшение своего материального положения, "энтузиасты", решающие организовать на практике свою профессиональную идею либо идущие в бизнес по политическим мотивам; люди, стремящиеся найти свое место в жизни. Границы между этими группами весьма условны, а опыт свидетельствует, что со временем один тип мотивации может измениться или быть вытесненным другим.
Предпринимательство проявляет себя в функциях, Выделяют две группы функций.
Первая характеризует специфические виды предпринимательской деятельности. Это: управление финансами, материально-техническим обеспечением, производством, кадрами. То есть предприниматели стремятся в своей деятельности минимизировать цену используемых финансовых ресурсов и максимизировать отдачу от вложенных средств; обеспечить бесперебойное снабжение производства при минимальных запасах сырья и материалов; организовать оптимальную комбинацию факторов производства с целью выпуска максимума продукции при минимуме затрат; организовать умелый подбор и расстановку кадров.
Вторая группа функций выражает влияние предпринимательства на хозяйственную среду. В этом смысле функциями предпринимательства являются:
а) преобразовательная функция. Предпринимательство проявляет себя активным участником экономической среды: создает новые рынки, формы конкуренции и организации производства;
б) социальная функция. В стремлении достичь лучшие результаты хозяйствования предприниматели заботятся об увеличении и обновлении производимых благ, создании возможностей для наилучшего потребительского выбора и роста благосостояния. Предпринимательство всегда отражает определенный тип экономических отношений, который существует в обществе, в данной экономической системе.
Выделяют следующие формы предпринимательства : 1) по формам собственности - частное, коллективное государственное; 2) по степени концентрации капитала, масштабам производства - малый, средний и крупный бизнес; 3) по средствам приложения капитала -производственное, коммерческое, инвестиционное, консультационное. и др.виды предпринимательства; 4) по правовому статусу - индивидуальное предпринимательство; хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия: некоммерческие организации.
Процесс предпринимательства непрерывен, постоянно возобновляется, поскольку непрерывно возобновляются потребности, которые предприниматель призван удовлетворить. Предпринимательство- это сложная система целенаправленных действий предпринимателя от момента зарождения предпринимательской идеи и до воплощения ее в конкретный предпринимательский проект.
Предпринимательство постоянно сопряжено с неопределенностью экономической конъюнктуры, вытекающей из непостоянства спроса - предложения на товары, деньги, факторы производства, многовариантности сфер приложения капитала и разнообразия критериев средств.
В условиях рынка нет ничего постоянного - все циклично :за взлетом следует замедление или падение деловой активности, затем- вновь начинается оживление. Неопределенность и неустойчивость, постоянные изменения порождают риск как неотъемлемую черту предпринимательской деятельности (хотя, безусловно, предпринимательство в рыночной экономике развивается в рамках соответствующей правовой среды). [8, с.111]
Другое по экономике
Статистический исследование формирования и использования прибыли предприятия на материалах ООО Лесной
В период перехода к рыночной экономике требуются новые подходы к анализу,
которые позволяют дать обобщенную и глубокую оценку объемных показателей
деятельности предприятия. Для этого следует знать различные методики анализа и
уметь исп ...