Государственная система социальной защиты в России
Вопрос о централизации Фонда занятости рассматривался несколько раз в целях улучшения контроля за использованием ресурсов, особенно применительно к действующим программам, и более сбалансированного распределения пособий. Данный вопрос более не представляется актуальным, поскольку в настоящее время эти задачи решаются с помощью инициатив по реформе, находящихся в процессе реализации.
В более общем плане, любые соображения об изменении базовой структуры поддержки доходов безработных должны, разумеется, определяться пониманием правительством текущих и формирующихся тенденций на рынке труда и изменений в социальной сфере, а также соответствовать стратегии, направленной на восстановление рыночных трудовых доходов безработных, а не просто определенную компенсацию потерь в их доходах.
Пенсионные пособия. Нет никакого сомнения в том, что в России необходимо пересмотреть действующую государственную систему пенсионного обеспечения. Сложившаяся демографическая ситуация, установленный возраст выхода на пенсию и вероятный путь развития экономики страны указывают на то, что уже в скором будущем система войдет в период хронического и растущего дефицита. Возможностей для увеличения размеров взносов в пенсионный фонд немного, а повышение их собираемости, хотя и является важной задачек, как таковое не позволяет преодолеть фундаментальные диспропорции системы. Для этого потребуется решение важных структурных вопросов, таких как возраст выхода на пенсию и особые льготы. В противном случае решить проблему низких пенсионных пособий в России не представляется возможным.
Прогнозы указывают на то, что без внесения изменений в существующую политику баланс доходов и расходов Пенсионного фонда будет постепенно ухудшаться. Разумеется, можно было бы значительно улучшить положение дел путем повышения возраста выхода на пенсию и отмены особых льгот. Повышение стандартного возраста выхода на пенсию женщин с 55 до 60 лет или введение стимулов в распределительную пенсионную систему, с тем чтобы поощрить женщин работать дольше, а также отмена субсидий, присутствующих в неявной форме в положениях о досрочном выходе на пенсию, существенно облегчили бы среднесрочную перспективу Пенсионного фонда, обеспечив превышение доходов над расходами примерно до 2025 года. Это могло бы выразиться в среднем снижении налога на фонд заработной платы в размере свыше трех процентов.
Реформа должна добиться, по крайней мере, следующего: создать условия для переноса части дохода трудоспособных лет на престарелый возраст при помощи сбережений или другими способами; перераспределить дополнительный доход в пользу престарелых, входивших в категорию малоимущих на протяжении всей жизни; обеспечить страхование против множества факторов риска, которым в особенности подвержены престарелые. Желательно также, чтобы имеющаяся государственная система пенсионного обеспечения поддерживала экономику в целом, то есть была устойчивой и не ложилась чрезмерным бременем на бюджет. В настоящее время эти условия не соблюдаются. В то же время можно ожидать, что инициатива Пенсионного фонда, предусматривающая введение системы индивидуальных счетов работников в целях ведения точного учета взносов, укрепит, в представлении работников, связь между взносами и пособиями и повысит стимулы к соблюдению требований о внесении платежей из фонда заработной платы на цели пенсионного обеспечения.
В области пенсионного обеспечения весьма заслуживает одобрения подход, предусматривающий общественную солидарность, присущую действующей в России государственной системе выплаты пенсий из текущих доходов (распределительной системе), и создание специальных фондов, способствующих экономическому росту. В среднесрочном плане это предполагает реформу распределительной системы путем увеличения возраста выхода на пенсию и ограничения льгот, обеспечения разумного минимального размера пенсии и укрепления взаимосвязи между взносами и пособиями. Кроме того, это предполагает введение в умеренном масштабе обязательной накопительной системы. Однако в краткосрочном плане, учитывая сложную экономическую ситуацию, заслуживает рассмотрения вопрос о введении единообразной пенсии как возможного временного решения проблем с распределительной системой. Хотя это означает разрыв связи между пособиями и взносами, в целом такой порядок отражает существующую структуру общей системы, а также прагматический подход к существующим ограничениям. В средне- и долгосрочной перспективе необходимо будет провести структурные реформы распределительной системы, с тем чтобы построить заново систему дифференцированных пенсий на адекватном уровне. Необходимо снизить коэффициент зависимости в данной системе (то есть отношение вкладчиков к получателям), повысить собираемость взносов, пересмотреть индексацию заработной платы и укрепить управление системой пенсионного обеспечения. Учитывая ситуацию на финансовых рынках, создание специальных фондов представляется преждевременным. Эффективные государственные программы, финансируемые из частных источников, потребуют наличия действенных органов нормативно-правового регулирования и финансовых рынков, предлагающих разнообразные долговые и финансовые инструменты.
Другое по экономике
План создания и развития деятельности туристической фирмы Здравницы Поволжья
Туристическое агентство «Здравницы Поволжья» является
закрытым акционерным обществом. Данный бизнес-план предусматривает создание
туристического агентства «Здравницы Поволжья» с целью реализации программ
обозначенных в этом документе. ...