Потребительский выбор и потребительское поведение. Правило максимизации полезности
До сих пор анализировалось рыночное равновесие: спрос, предложение, равновесные цены и производство и другие факторы в их взаимосвязи и взаимозависимости, но без одного очень существенного фактора - доходов потребителя. Да, производство в конечном итоге не имеет смысла без потребления. Первое служит второму. Но производство всегда ограничивается покупательскими возможностями людей, что в свою очередь упирается в ограниченность доходов населения. На земле практически нет человека, который не был бы ограничен в своих доходах.
Можно назвать имена двух-трех десятков людей, которые имеют неограниченные возможности покупать. Но ведь их возможности ничем не ограничены с нашей точки зрения, нашего уровня доходов. А если спросить их самих?
Уверен, им тоже не хватает доходов, чтобы удовлетворить все их потребности. Потому что потребности не ограничены. Таким образом, первым фактором, влияющим на потребительский выбор, является бюджетное ограничение, или бюджетное сдерживание [15].
Вторым по значимости фактором потребительского выбора являются цены. Все товары поступают на рынок уже с определенными ценами, установленными с позиций издержек производства и добавленной стоимости. Однако для облегчения нашего анализа будем исходить из условий совершенной конкуренции, то есть из того, что цены на продукты заданы, они постоянны, а, следовательно, потребители и производители исходят из них как из чего-то данного, положенного.
Очень важным фактором потребительского выбора является субъективное восприятие товара потребителем, или потребительские предпочтения. Человеку свойственно расставлять в определенном порядке свои альтернативные потребности в соответствии с уровнем получаемой полезности. Люди предпочитают именно этот порядок удовлетворения потребностей, так как, по их субъективному мнению, он принесет больше полезности. При этом данный порядок удовлетворения потребностей не вечен. Он может измениться. То есть он транзитивен [1].
Иначе говоря, полезность одного и того же товара разная для различных покупателей, что очень четко определяет их поведение на рынке.
Совершенно очевидно, какую роль могут сыграть в рыночной судьбе этого сыра те, кто потребительское предпочтение отдает ему (позитивная оценка), и, конечно же, те, кто от него отворачивается, даже не вынося его вида негативная оценка). Значит, потребительский выбор зависит и от потребительского предпочтения.
Три элемента (фактора) определяют потребительский выбор. Названные факторы обусловливают такое поведение потребителя, при котором он должен извлечь максимальную пользу из своего ограниченного бюджета. Распределить расходы по своим потребностям так, чтобы удовлетворить их с максимальной отдачей, то есть максимизировать совокупную полезность потребляемых товаров.
Очевидно, раз потребитель имеет ограниченный бюджет, то и приобрести он может ограниченное количество продуктов. Но именно из этого ограниченного количества продуктов он и должен извлечь максимальную совокупную полезность [9].
Иначе говоря, потребительское поведение представляет собой процесс формирования не какого-то мифического, абстрактного спроса, а самого реального и конкретного, который зависит от конкретных доходов потребителя, а следовательно, именно из этого вопроса должен исходить производитель, планируя свою стратегию и тактику на рынке.
Другое по экономике
Исследование использования основных фондов предприятия
В современных условиях хозяйствования на этапе перехода к
цивилизованным рыночным отношениям стратегия государственной власти направлена,
в основном, на предоставление экономической самостоятельности для предприятий и
учреждений и широ ...