Влияние эластичности спроса по цене на ценовую политику компании
Как известно, в математике под эластичностью понимается отношение темпов прироста зависимой переменной к темпам прироста независимой переменной. Экономический смысл коэффициента эластичности состоит в том, что он показывает, на сколько процентов изменится зависимая переменная (в данном, нашем, случае объем спроса) при изменении независимой переменной на один процент (для нашего случая - цены).
На этом известном графике "цена-спрос" можно выделить три зоны: зону неэластичного спроса по цене, зону единичной эластичности, зону эластичного спроса (рисунок 10) [16].
Рисунок 10 - Зоны графика "цена - спрос"
Упрощенно участки кривой можно заменить прямыми линиями для более наглядной графической иллюстрации этого.
Существенным заблуждением является представление о том, что компании достаточно свободно могут изменять цены - "двигать" их по приведенной кривой. Однако в реальной практике свобода ценообразования ограничивается: сверху - конкуренцией, снизу - издержками. Конечно, существует практика, когда компания пытается неким образом вырваться из этих ограничений. Например, позиционировать стандартный продукт как эксклюзивный или продавать на уровне безубыточности или в убыток. Но, как правило, это происходит в отношении узкой части продуктовой линейки. Поэтому интервал движения цен, если и не узок, то достаточно ограничен. Если не брать во внимание переходные границы между зонами, обозначенными на графике, то можно сказать, что чаще всего ценовые решения лежать в пределах одной зоны эластичности.
Предположим, что имеется сеть из семи магазинов, в которых продается одинаковый товар по одинаковой цене. Разумеется, магазины разные: месторасположение, площадь, состояние парковок и др. В таблице 3 представим данные об их фактических продажах, а также результаты изменения продаж (фактические и откорректированные) после изменения цены.
Таблица 3 - Данные о продажах товара в розничной сети из семи магазинов
№п/п |
Показатели |
Магазины | ||||||
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
5-й |
6-й |
7-й | ||
1 |
Цена (руб.) |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
2 |
Объем продаж (тыс. шт.) |
3 |
3,5 |
3,7 |
4 |
4,1 |
5 |
6 |
3 |
Новая цена (руб.) |
5 |
5,5 |
6 |
6,5 |
7 |
7,5 |
8 |
4 |
Новый объем продаж (тыс. шт.) |
5 |
4,5 |
4 |
4,2 |
4,2 |
4,8 |
4,4 |
5 |
Изменение объема продаж (%) |
+66,7 |
+28,7 |
+8,1 |
+5,0 |
+2,4 |
-4,0 |
-26,7 |
6 |
Средний объем первоначальных продаж (сумма колонок в строке 2: 7 (число магазинов), скорректированный на изменение объема продаж (строка 5), (тыс. шт.) |
6,98 |
5,38 |
4,52 |
4,39 |
4,28 |
4,02 |
3,01 |
Другое по экономике
Становление венчурного бизнеса в России
В
современных условиях интенсивного научно-технического развития во всем мире
пристальное внимание уделяется разработке и освоению нововведений, без которых
дальнейший прогресс в обществе был бы невозможен. В связи с этим, особую
знач ...