Модели социально-ориентированной экономики
Лицам, не имеющим прав на дополнительную пенсию и получающим лишь пенсию по старости, или по случаю потери кормильца, или по инвалидности (величина которых низка по сравнению с максимально возможной), в дополнение к базовой пенсии выплачивается надбавка, что обеспечивает гарантированную минимальную пенсию. В 1998 году холостые люди, отработавшие полное число положенных лет и обратившиеся за пенсией в возрасте 65 лет, получали как минимум 54 043 кроны в год.
Лица, имеющие низкие пенсии, могут претендовать также на пособие, компенсирующее плату за жилье.
Оба вида пенсий - базовая и дополнительная - рассматриваются как доход, подлежащий налогообложению.
Дополнительные пенсии финансируются из фондов социального страхования, создаваемых работодателями и лицами, работающими не по найму. Размер взноса в такой фонд равен 13 от получаемого дохода, верхняя граница которого не устанавливается. Затем средства соцстраха передаются во Всеобщий пенсионный фонд, аккумулирующий деньги, которых теоретически должно хватить на выплату пенсий в течение пяти лет. В настоящее время на дополнительные пенсии приходится 60» всех пенсионных выплат, а на базовые - около 40%.
С 1999 года в Швеции началась пенсионная реформа, а выплата пенсий по новой системе - с 2001 года. Новая пенсионная система учитывает доходы, полученные в течение всей жизни, обеспечивает гарантированную пенсию для тех, кто вообще не получал никаких доходов, и включает систему обязательных взносов в частные пенсионные фонды с индивидуальными счетами. Предстоит постепенный переход на новую систему для лиц, родившихся с 1938 по 1953 годы. Родившиеся позднее будут получать свои пенсии исключительно по новой системе, родившиеся раньше будут продолжать получать ее по-старому.
У всех, кто имел старую основную пенсию, будет новая гарантированная пенсия. Однако ее размер несколько меньше. Она включает доходы, полученные пенсионером за всю жизнь, но учитывает лишь те годы, где доход составлял более 24 базовой суммы. В новой системе досрочный выход на отдых возможен при достижении 61 года. Пенсия рассчитывается по весьма сложной формуле. Вместе с тем ожидается, что новая система приведет к увеличению различий в размерах пенсий и усилению неравенства. Обобщенное представление о сегодняшнем благосостоянии граждан дают такие цифры: средняя заработная плата шведов составляет около 20 000 крон, а среднестатистическая пенсия - свыше 17 000 крон в месяц.
Все жители Швеции, чей годовой доход находится в пределах от минимально возможного (не менее 6000 крон) до 7,5 базовой суммы, охвачены национальной системой медицинского страхования, гарантирующей им оплату периода временной нетрудоспособности. Первый день заболевания, как правило, не оплачивается. Размер выплат составляет 80 от суммы потерянного дохода. Обычно со второго по четырнадцатый день болезни работники получают компенсацию от своих работодателей, а затем - пособие от государства. Количество оплачиваемых по болезни дней не ограничено, но величина пособия не может превышать 598 крон в день. Оно облагается налогом и включается в доход при расчете будущей пенсии.
Медицинское обслуживание - бесплатное или с оплатой лишь части суммы за лечение - гарантировано в Швеции организациями, не входящими в рамки системы медобслуживания. Каждый региональный орган - ландстинг - отвечает за то, чтобы жители данного лэна (области) имели свободный доступ к хорошему медицинскому обслуживанию. Примерно 80% собранных подоходных налогов выделяется на социальные цели.
Государством оплачивается от 30 до 100% расходов на медицинское обслуживание.
В последние годы шведское правительство уделяет здравоохранению, а также образованию и заботе о детях особое внимание, направляет увеличенные средства в местные органы власти - коммуны и лэны, изыскивая для этого разные возможности.
В рамках социальной политики, кроме пенсионного и медицинского (здравоохранение), существует и ряд других видов страхования, менее масштабных, но не менее значимых. В их числе, в частности: страхование от несчастных случаев на производстве. Оно появилось вначале XX в. и долгое время было наиболее развитой областью социального страхования. Его финансирование шло за счет взносов предпринимателей. В 1976 году этот вид страхования был усовершенствован: потерянные людьми доходы стали компенсироваться полностью. В 1977 году это положение было распространено и на самостоятельных работников.
Ныне страхование от несчастных случаев на производстве осуществляется из одноименного фонда, создаваемого за счет взносов, составляющих 1,38% от доходов всех работающих лиц. При заболевании или инвалидности, вызванных производственной травмой, работнику сначала выдается общее пособие, а затем в качестве дополнения может выплачиваться специальная страховка. Она распространяется на всех лиц, работающих в Швеции по найму. Те, кто работает не по найму, должны иметь статус постоянного жителя Швеции. Если полученная травма ведет к полной нетрудоспособности, пострадавшему выплачивается пособие вплоть до достижения пенсионного возраста, равное 100 потерянного дохода, но в пределах, лишь до 7,5 раз превышающих базовую сумму. Оплачиваются также затраты пострадавшего на лечение, если они не покрываются средствами из фонда медицинского страхования.
Другое по экономике
Инвестиционная политика. Коммерческая эффективность инвестиционного проекта и ее оценка
Экономическая оценка инвестиций - определение соответствия
технических, организационных, маркетинговых, финансовых и других решений,
заложенных в проекте, целям и экономическим интересам инвестора. Экономическая
оценка инвестиций ...