Задачи и предложения для перехода к социально-ориентируемому рыночному хозяйству
В-третьих, развитие институтов рыночной экономики и инфраструктуры: в соответствии с международными стандартами модернизируется двухуровневая банковская система, создаются инвестиционные и страховые компании, биржи и аудиторские фирмы;
В-четвертых, создание относительно равновесного потребительского рынка;
В-пятых, финансовая стабилизация и финансово-экономические преобразования в социальной сфере: снижение уровня и темпов инфляции, наращивание золотовалютных резервов, снижение дефицита бюджета, передача финансовой нагрузки с центрального на местные бюджеты, повышение качества оказываемых услуг, внедрение и развитие новых экономических конкурентных отношений в деятельности субъектов социальной сферы, расширение внебюджетных источников и объемов финансирования.
В-шестых, государственное регулирование процессов человеческого развития. Несмотря на эффективные с экономической точки зрения результаты жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, параметры человеческого измерения в переходный период ухудшаются. Актуализируется проблема обеспечения социальной безопасности.
В-седьмых, создание эффективной системы социальной защиты. Согласно классификации Всемирного Банка, ключевыми критериями эффективности реформ являются: объективно определяемый экономический рост и наличие эффективной системы социальной защиты. Жизнеспособность экономической стратегии государства, ее «легитимность» и поддержка ее обществом также зависят от ликвидации проблем бедности и стабильности такого экономического показателя, как уровень жизни населения, отражающего результативность государственной политики.
Безусловно, для решения всех этих задач важное значение имеет опыт различных моделей социально-ориентированной рыночной экономики. Но слепо перенимать тот или иной образец социально-экономического развития, неправомерно хотя бы потому, что экономики других стран находятся, образно выражаясь, в различных «весовых» категориях. Поэтому изучение опыта позволяет осуществить политический выбор того или иного экономического подхода для стратегического решения проблемы преобразования социальной сферы в субъект рыночных отношений, тех или иных инструментов и методов в решении отдельных задач и целей. Так, например, в германской модели привлекателен опыт формирования страховых фондов в основном за счет работодателей, развитой системы социального партнерства. В англосаксонской модели - высокий удельный вес частных и общественных компаний и организаций в оказании социальных услуг. В средиземноморской модели - адресность социальной политики. В скандинавской - приоритетность социальной политики в общественном развитии.
В целом социальные модели являются моделями социальной сферы как целостной системы. В то же время в мировой практике социально-экономического развития помимо социальных моделей, дающих целостное представление о развитости общества в целом и его социальной сферы, выделяют различные социальные модели системных элементов (отраслей) этой сферы. Это связано с тем, что, являясь сложной системой, она не имеет единого обобщенного показателя, выражающего ее состояние. Развитость и устойчивость ее определяют по состоянию системных элементов, к которым относятся образование, здравоохранение, культура, такие системообразующие процессы, как социальная защита, пенсионное обеспечение, распределение доходов и др.
Социальная защита населения - важнейшее направление социальной политики государства, т. к. при переходе к рыночной экономике в государстве происходят значительные изменения в структуре денежных доходов населения, выразившиеся в снижении доли оплаты и повышении доли доходов от предпринимательской деятельности и собственности.
Во многом ее реализуют за счет политики распределения доходов. Здесь действует закономерность, что трудовая мотивация во многом зависит от соотношения в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества.
В рассмотренных ранее экономических моделях социальной сферы проявляются определенные различия в распределении доходов, что целесообразно учесть в практике:
для континентальной модели характерно формирование страховых фондов в основном за счет работодателей, развитая система социального партнерства, стремление к поддержанию полной или, по крайней мере, высокой занятости;
английская модель предусматривает преимущественно пассивный характер государственной политики занятости, высокий удельный вес частных и общественных компаний, организаций в оказании социальных услуг;
скандинавская модель известна как образец социально-ориентированной экономики, социальное благосостояние является целью экономической деятельности государства, которое ведет активную социальную политику и играет основную роль в финансировании соответствующих расходов;
Другое по экономике
План создания и развития деятельности туристической фирмы Здравницы Поволжья
Туристическое агентство «Здравницы Поволжья» является
закрытым акционерным обществом. Данный бизнес-план предусматривает создание
туристического агентства «Здравницы Поволжья» с целью реализации программ
обозначенных в этом документе. ...