Направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах
В странах - членах ЕС насчитывается более 20 млн. предприятий, из них более 99% - малые и средние предприятия (МСП). В секторе МСП подавляющее большинство - 92% - это микро-предприятия, имеющие менее 10 занятых. Таким образом, типичная европейская фирма - это микропредприятие. Что касается средних предприятий, то их доля составляет всего 1% от европейского сектора МСП, а общее количество в странах ЕС - 220 тысяч. При этом годовой оборот одного такого предприятия превышает 50 млн. евро.
Средний бизнес - важный фактор экономической стабильности. Средние предприятия - это финансово устойчивые и прибыльные предприятия, с хорошо отлаженной структурой, квалифицированным персоналом, налаженной системой финансирования, сбыта. Среднее предприятие имеет свою стратегию развития, а ее руководство уделяет разработке стратегии ключевое внимание.
Средний бизнес - это достаточно важная и интересная категория предприятий. Во-первых, показатели их финансовой и экономической деятельности наиболее высоки в секторе МСП. Во-вторых, уровень управления, оснащения таких предприятий, а также знаний и квалификации персонала наиболее высок в секторе МСП.
Поддержка таких предприятий должна быть не просто адресной - скорее, «штучной». Поэтому политика поддержки средних предприятий, набор и качество предлагаемых бизнес- услуг должны быть максимально подстроены под реальные нужды и потребности конкретных средних предприятий. В частности, это относится и программам повышения квалификации руководителей и персонала таких предприятий. Программы по поддержке и развитию инноваций, высокотехнологичных предприятий, а также программы по развитию международных связей европейских предприятий рассчитаны скорее не на микро-, а на перспективные малые и средние предприятия.
В экономической политике Евросоюза большое внимание уделяется поддержке быстро растущих компаний, которые, по сравнению с другими категориями предприятий, представляют собой также довольно интересную группу. Вклад именно таких компаний в рост производства и занятости выше среднего. Кроме того, растущие компании более инновационны, чем обычные предприятия. К тому же быстро растущие предприятия способствуют возникновению и росту производства и других предприятий, в частности, за счет развития отношений субконтрактации. Быстро растущие компании являются важным фактором достижения целей Лиссабонской стратегии - превращения Евросоюза к 2010 г. в наиболее конкурентоспособную и динамичную в мире экономическую зону, в пространство экономики, основанной на знаниях.
Быстро растущие компании - это компании, имеющие от 50 до 1000 занятых, на которых численность персонала за последние 3 года выроста на 60%. С 1998 по 2005 гг. доля быстро растущих компаний в общем числе предприятий (с числом занятых от 50 до 1 000 человек) составляла от 8% в Нидерландах до 23% в Италии. В среднем, в каждой из этих стран доля средних предприятий составляла 12% от общего числа предприятий. До 2005 года эти цифры были примерно такими же. В среднем, рост занятости на таких предприятиях составил 115% за период 2002 - 2005гг.
В Европе сложилось определенное разделение обязанностей и функций, при котором прямая, в том числе и финансовая, поддержка (налоговые и кредитные льготы, субсидии, покрытие издержек по учреждению предприятий) оказывается предпринимателям в основном в конкретных странах-членах ЕС. При этом сам Евросоюз берет на себя дополняющую эти национальные меры ответственность, в частности, за создание на едином рынке благоприятных условий для деятельности МСП, в том числе, через европейское законодательство и право (правила конкуренции, нормы охраны среды, стандарты, валютное регулирование и т.д.), отраслевую и региональную политику, программы и источники финансирования развития (банки, фонды, бюджет).
Основными направлениями политики ЕС в отношении МСП являются:
ñ упрощение нормативной базы, административных процедур;
Другое по экономике
Фонд оплаты труда. Порядок планирования
Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства,
поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства
в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид предпринимательской
деятельности, св ...