Поведение фирмы-монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах
Второй вариант поведения состоит в следующем. Вместо того, чтобы назначать монопольно высокую цену, фирма устанавливает ее на более низком уровне, позволяющем все же получать умеренную прибыль. Цель этого варианта поведения - уменьшение вероятности появления на рынке потенциального конкурента. Такая стратегия носит название лимитирующего ценообразования [18].
Лимитирующее ценообразование связано с трудностями достижения настолько низкого уровня затрат производства, который не по силам для любого конкурента.
В длительном периоде у фирмы могут быть и иные стратегии поведения. Например, монополист может вывести свою продукцию на рынок по высокой цене, а затем, по мере появления конкурентов, «скользить вниз по кривой спроса», то есть постепенно снижать цену.
В длительном периоде прибыли монополистов угрожает разработка товаров-субститутов. Незаменимых продуктов вообще не существует. Кроме того, получение фирмой краткосрочной максимальной прибыли в коротком периоде как правило приводит к росту спроса на все виды заменителей. Активность предпринимателей, выпускающих товары-субституты, ведет к падению спроса на товары фирмы-монополиста. Необходимость защиты своих интересов вынуждает монополиста повышать производственные затраты в результате внедрения нововведений. Постепенно фирма-монополист может перейти в позицию, девиз которой - безубыточность, то есть ее экономическая прибыль станет равной нулю. В этом положении, изображенном на рисунок 8, монополист достигает долгосрочного равновесия. Фирма получает доход, достаточный для покрытия всех затрат, но не приносящий экономической прибыли.
Рисунок 8. Долгосрочное равновесие монополиста
- долгосрочные предельные затраты. LAC - долгосрочные средние затраты.
Все варианты решений монополиста об оптимальном объеме предложения можно представить в таблице 1 [20].
Таблица 1. Решение монополиста об оптимальном объёме предложения
Период |
Предельное условие |
Проверка прибылью |
Краткосрочный |
Выбирать объём выпуска, при котором MR=MC |
Производить только в том случае, если Рm ³ AVC. Прекратить производство, если Рm < AVС |
Долгосрочный |
Выбирать объём выпуска, при котором MR=LMC |
Производить только в том случае, если Рm ³ LAC. Прекратить производство, если Рm < LAC |
Другое по экономике
Механизм улучшения экономического состояния промышленного предприятия
Работа менеджеров в условиях рыночных методов хозяйствования требует
умения творчески мыслить, свободно ориентироваться в конкретных
производственных ситуациях и оперативно, рационально решать экономические,
организационно-технические ...