Общеэкономические факторы инвестиционного климата России
Реализация комплекса мер по стимулированию экономического роста предполагает повышение эффективности государственных расходов инвестиционного характера. Их объем, включая инвестиционный фонд и инвестиционную часть национальных проектов, увеличится с 2,2% ВВП в 2006 году до 2,7% ВВП в 2007 году (второй вариант) в связи с запуском новых целевых программ и активизацией государственно-частного партнерства. В 2008-2009 годах расходы инвестиционного характера снизятся до 2,4 процента ВВП.
Эффективность инвестиционных расходов государства во многом определяется качеством целевых программ и изменением их структуры в пользу программ, направленных на развитие производственной инфраструктуры, науки и инновационной системы, новых технологий, наукоемких отраслей, таких как атомная промышленность, авиационная промышленность, космический комплекс, судостроение и электронная промышленность.
В целом, общая динамика и эффективность инвестиций будет определяться инвестиционной активностью частных корпораций. Актуальным остается повышение нормы накопления основного капитала, которая в ближайшие годы (19-20% ВВП) по-прежнему будет значительно отставать от уровня, характерного для стран, проводящих активную технологическую модернизацию (не ниже 26-28% ВВП).
Существенным фактором активизации накопления частного капитала станет формирование финансовых институтов развития. Они включают, в частности, создаваемую Государственную корпорацию развития и систему негосударственных венчурных фондов, формирующихся при поддержке Российской венчурной компании.
Общий вклад комплекса мер по стимулированию экономического роста, а также улучшения инвестиционного климата в повышение темпов экономического роста в 2007-2009 годах оценивается в среднем не менее чем в 1 п.п. дополнительного прироста ВВП. В целом второй вариант прогноза в отличие от первого предполагает не только повышение общего уровня инвестиций и темпов роста экономики, но и значительное улучшение качества экономического роста.
Повышение качества экономического роста проявляется:
во-первых, в опережающих темпах роста обрабатывающих секторов и более активном изменении в их пользу структуры инвестиций;
во-вторых, в повышении доли экспорта машиностроительной продукции в общем объеме экспорта;
в-третьих, в более активном преодолении накопленного отставания в развитии транспортной и энергетической инфраструктуры.
Второй сценарий позволяет снизить зависимость российской экономики от конъюнктуры мировых рынков энергоносителей и сырья. Он предполагает формирование заделов в высокотехнологичных секторах, которые создают возможность ускорения роста в более долгосрочной перспективе.
Развитие российской экономики в прогнозном периоде характеризуется динамичным ростом внутреннего инвестиционного и потребительского спроса одновременно с замедлением роста топливно-сырьевого экспорта (таблица 2).
Таблица 2 - Динамика внешнего и внутреннего спроса %, к предыдущему году
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Прогноз | |||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | ||||
ВВП |
7,2 |
6,4 |
6,6 |
6,0 |
5,8 |
5,9 |
Внутренний спрос*) |
9,5 |
9,2 |
10,1 |
9,7 |
8,6 |
8,1 |
Импорт |
22,0 |
17,3 |
18,6 |
15,7 |
13,6 |
12,4 |
Внутреннее производство |
4,9 |
6,5 |
7,3 |
7,7 |
7,0 |
6,9 |
Внешний спрос (экспорт) |
11,8 |
6,3 |
5,3 |
2,7 |
2,9 |
3,2 |
Структура источников покрытия прироста внутреннего спроса: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Импорт |
61,9 |
48,3 |
46,3 |
39,3 |
36,7 |
34,6 |
внутреннее производство |
38,1 |
51,7 |
53,7 |
60,7 |
63,3 |
65,4 |
Другое по экономике
Издержки производства и прибыль
Переход к рыночным отношениям требует осуществления новой финансовой
политики, усиления ее воздействия на ускорение социально-экономического
развития России, рост эффективности производства и укрепления финансов
предприятия. Важная рол ...