Снижение дебиторской задолженности как фактор повышения эффективности формирования экономических ресурсов
Дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Слишком высокая ее доля в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании. Разумное же использование коммерческого кредита способствует росту продаж, увеличению доли рынка и, как следствие, положительно влияет на финансовые результаты компании.
Систему управления дебиторской задолженностью условно можно разделить на два крупных блока: кредитную политику, позволяющую максимально эффективно использовать дебиторскую задолженность как инструмент увеличения продаж, и комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности.
С одной стороны грамотная работа с дебиторской задолженностью способствует повышению прибыльности и рентабельности бизнеса, а с другой стороны - это залог экономической безопасности предприятия. В связи с этим то какая система управления дебиторской задолженностью и работы с долгами на предприятии будет создана, зависит будет ли предприятие эффективным и стабильным.
Формирование эффективной системы управления дебиторской задолженности имеет, на наш взгляд, необходимой предпосылкой принятия внутреннего документа, определяющего политику организации в этой области. Документ о политике по управлению дебиторской задолженности организации должен содержать целый ряд взаимосвязанных элементов.
С точки зрения возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть осуществлена одним из трех способов:
) предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);
) оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т.е. происходит как бы обмен товара на деньги);
) оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю);
) оказание равноценных дебиторских задолженностей работ, услуг, обменом различными товарами, идеями.
Помимо формализации целей управления дебиторской задолженностью в кредитной политике следует определить задачи, решение которых позволит достичь целевых значений (например, выход на новые рынки сбыта, завоевание большей доли существующего рынка, формирование положительной репутации среди покупателей). Каждая сформулированная задача должна иметь количественное измерение и сроки выполнения.
Покупатели, как правило, имеют различные возможности по объемам закупок, своевременности оплаты и претендуют на различные условия предоставления отсрочки платежа.
И для того чтобы дифференцировать условия товарного кредитования, но при этом избежать злоупотреблений со стороны менеджеров отдела продаж, продавцов, необходимо разработать алгоритм оценки покупателей (рисунок 3.1.).
Рис. 3.1. - Алгоритм оценки покупателей
Скидки предоставляются контрагентам имеющим положительную кредитную историю в размерах от 0,5 до 3% в зависимости от продолжительности сотрудничества с предприятием, своевременностью погашения и объемов закупок.
Другое по экономике
Исследование финансово-экономического состояния предприятия
Основная
задача этого раздела заключается в рассмотрении имущественного состояния
субъекта, определение состоятельности предприятия. То есть его способности
выполнить свои обязательства перед кредиторами, определение конечного
финансо ...