Ценообразования
На рынке действует закон рыночного ценообразования, который состоит в следующем.
1. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.
2. Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.
А равновесная или рыночная цена устанавливается под воздействием спроса и предложения. На (приложение 1. рис.1. 1.) представлен график равновесия. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а также желание и готовность продавцов его продать совпадают.
Равновесие означает, что все покупатели, которые могут и хотят приобрести товар по цене P, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене P,продают его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара.
Это происходит только при равновесной цене, а что произойдет при повышении цены и станет P2? В этом случае желание продавцов и покупателей не будут совпадать. Покупатели при токай цене будут готовы приобрести товар в количестве Q1, а продавцы захотят предложить его в количестве Q2. Продукция в объеме Q2-Q1 представит излишек на рынке, который не будет куплен. В такой ситуации продавцы предложили покупателям скидки, для того чтобы продать излишки, и цена начнет падать до тех пор, пока не установится на уровне P.
Аналогичная картина создается, если цена окажется ниже равновесной, т.е. будет P2. Несовпадение интересов продавцов и покупателей выразится в возникновении дефицита товара в объеме Q1-Q2. Желающие купить недоступный товар будут переплачивать до тех пор, пока цена не поднимется до уровня цены равновесия Р.
Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо деятельности монополии, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.
Цена «пола» - установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижения. Цена «потолка», напротив, ограничивает повышение цены. Цены «пола» и «потолка» могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Примером цены «пола» может служить запрет на торговлю товарами по ценениже себестоимости.
С ценами «потолка», регулируемыми государством мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен «потолка» можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топливо и электроэнергии и т.п.
Цены «потолка» занижены по сравнению равновесной ценой и препятствует повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня.
Многие экономисты - сторонники нелиберального направления в экономике, возражают против применения «пола» и «потолка», поскольку это нарушает рыночный механизм. Они полагают, что рыночное ценообразование автоматически устраняют излишки и дефицит.
А приверженцы других направлений экономической науки, нисколько не умаляя роли рынка и его законов, предлагают не дожидаться автоматического регулирования спроса и предложения. Одни считают, что надо регулировать спрос посредством управления занятостью, кредитом и денежной массой, а другие рекомендуют регулировать предложение с помощью изменений в налоговой политике и инвестициях.
Другое по экономике
Исследование финансово-экономического состояния предприятия
Основная
задача этого раздела заключается в рассмотрении имущественного состояния
субъекта, определение состоятельности предприятия. То есть его способности
выполнить свои обязательства перед кредиторами, определение конечного
финансо ...