Ценообразования
Так или иначе, но фирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может отклониться от этого уровня, если только она не владеет большей частью рынка, дающей ей право стать монополистом и при расчете возможной прибыли в основу калькуляции должна заложить рыночную цену.
В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
В отличие от административно-комадной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат и полезности обмениваемых благ.
Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участником экономической деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, а низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику экономической деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка, свои расчеты и действия.
Постоянные колебания цен не только информирует о состоянии дел, но и регулирует экономическую деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства; падает цена - сигнал к его сокращению.
Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука, « о которой писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду свой собственный интерес, преследуя свой собственную выгоду, причем в этом случае он не видимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерение. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно служит им ».[1]
И в то же время, являясь регулятором хозяйственный жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляется в периодических спадах, инфляции, и безработице.
Другое по экономике
Установление цен на товары на основе анализа безубыточности производства (на материалах ОАО Промприбор)
Конечным
финансовым результатом предпринимательской деятельности является прибыль. В
условиях рыночных отношений - это превращенная форма прибавочной стоимости.
Учет прибыли позволяет установить, насколько эффективно ведется хозяйствен ...