Определение рыночной структуры
С точки зрения фирмы рынок представляет собою сферу конкурентного взаимодействия фирм. Но так как продукты фирм различаются, то такое взаимодействие будет иметь место только тогда, когда отличительные особенности товара каждого продавца не препятствуют взаимозаменяемости их товаров. Степень взаимозаменяемости благ определяется перекрестной ценовой эластичностью спроса на товары конкурирующих фирм Ехy = (∆Qx/Qx)/(∆Py/Py) - процентное изменение продаж товара x из-за однопроцентного изменения цены товара у. Положительное и относительно большое значение перекрестной эластичности указывает на то, что данные товары взаимозаменяемы, и повышение цены на товар х приведет к существенному сокращению спроса на него и росту спроса на товар у. Это означает, что данные товары, несмотря на существующие между ними различия, входят в единую товарную группу, а их продавцы - в одну отрасль.
Отрасль - это группа фирм, производящих блага, предназначенных для удовлетворения одной потребности и взаимозаменяемости между собой
Поскольку конституирующим признаком отраслевого рынка является взаимозаменяемость товаров, то фирма, производящая не входящие в одну товарную группу блага, будет одновременно функционировать на разных отраслевых рынках.
Как институциональное образование каждый отраслевой рынок имеет свои характерные признаки организации, комбинация которых представляется в виде рыночной структуры или модели рынка. Тип рыночной структуры зависит от множества факторов как со стороны производства, так и спроса. Однако можно выделить два важнейших фактора, которые в конечном счете и определяют тип отраслевого рынка. Это количество продавцов и степень схожести продукции.
Рыночная структура - это совокупность отражающих отраслевые особенности признаков рыночной организации, обусловливающих способ установления цены и объема выпуска, а также определяющих характер взаимодействия фирм отрасли
Количество продавцов является производным от уровня концентрации производства в отрасли, который в свою очередь зависит от а) эффекта масштаба, б) вертикальной интеграции и г) политики государства. Если особенности отраслевой технологии таковы, что позволяют фирме извлечь значительную экономию от масштаба производства, то это неизбежно приведет к концентрации производства в отрасли и, как следствие, к сокращению числа действующих фирм, что в свою очередь модифицирует поведение продавцов. Другой причиной концентрации производства является вертикальная интеграция. Вызванная стремлением фирм к снижению трансакционных издержек, она будет тем выше, чем менее конкурентным является рынок, где фирма выступает в качестве покупателя, и чем более масштабным является собственное производство фирмы. Воздействие государства на характер организации рыночных структур связано с его способностью регулировать уровень концентрации производства посредством налоговой и тарифной политики, влияния на совокупный спрос и осуществления антимонопольных мер.
Так как степень концентрации производства является важнейшим фактором, определяющим тип рыночной структуры, то ее измерение должно быть начальным шагом в характеристике рынка. Простейшим показателем в этом отношении может служить индекс концентрации, показывающий процентное соотношение рыночных долей одной фирмы или групп фирм. Если значение индекса CRi = Sqi (где q - объем выпуска в стоимостном выражении, а i- количество фирм) составит для четырех фирм до 35%, то рынок считается слабо концентрированным, если до 70% - средней концентрации, свыше 70% - высококонцентрированным. Недостаток данного индекса состоит в том, что он не учитывает долей фирм и будет одинаковым для рынков, где четыре фирмы разделят рынок по 25%, где одна фирма будет иметь долю в 70%, а три другие по 10%.
Другое по экономике
Экономический рост
Экономический рост можно рассматривать как долгосрочный аспект динамики
совокупного предложения или, что более точно, потенциального объёма выпуска.
Анализ его факторов и закономерностей является одним из центральных вопросов
макроэкон ...