Типы рыночных структур
Соревновательный рынок - тип рынка, на котором объектом конкуренции являются не рыночные преимущества, а сам рынок
Соревновательный рынок имеет место в том случае, когда поведение продавца обусловлено не характером организации рынка, а наличием потенциальной угрозы конкуренции, то есть когда объектом конкуренции являются не рыночные преимущества, а сам рынок. В этих условиях даже монополизировавшая рынок фирма вынуждена действовать в конкурентном режиме. Такая ситуация присуща рынкам, которые характеризуются:
· малым объемом рыночного спроса, так как в этом случае деятельность нескольких фирм на рынке будет заведомо нерентабельной;
· низкими безвозвратными издержками (невосполнимые потери, вызванные изменением вида или места деятельности), что обусловливает возможность проникновения на рынок потенциальных конкурентов.
Важнейшие признаки основных рыночных структур
Таблица 1
Признаки рыночной структуры |
Тип рыночной структуры | ||||
Совершенная конкуренция |
Монополия |
Монопсония |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия | |
Количество продавцов |
множество |
один |
много |
много |
мало |
Рыночная доля фирмы |
незначительная |
большая |
любая |
небольшая |
значительная |
Степень замещения продукта |
абсолютная (стандартизированный товар) |
отсутствие заменителей (уникальный товар) |
абсолютная (стандартизированный товар) |
высокая, но не абсолютная (дифференцированный товар) |
разная, (стандартизированный и дифференцированный товар) |
Доступность рыночной информации |
полная |
полная |
покупатель полностью информирован |
может быть и полная и неполная |
может быть и полная и неполная |
Условия входа в отрасль и выхода из нее |
свободный |
вход полностью блокирован |
возможны технологические и институциональные препятствия |
отсутствие барьеров входа |
наличие технологических и экономических препятствий |
Степень рыночной власти у продавцов (коэффициент Лоренса) |
0 |
1.0 |
1.0 у покупателя |
0.35-0.5 |
0.6-0.8 |
Характер взаимодействия продавцов |
отсутствие стратегического поведения |
отсутствие стратегического поведения |
отсутствие стратегического поведения |
отсутствие стратегического поведения |
наличие стратегического поведения |
Эффективность |
высокая |
Неэффективность распределения и использования ресурсов |
Зависит от степени конкуренции между продавцами и информированности покупателя об издержках |
Потери эффективности из-за неполной загрузки производственных мощностей |
Потери эффективности из-за неполной загрузки производственных мощностей |
Тип конкуренции |
совершенная |
отсутствует |
отсутствует |
несовершенная, ценовая и неценовая за объем продаж |
несовершенная, неценовая за объем продаж |
Типичная отрасль |
Сельское хозяйство |
Энергетика, коммунальное хозяйство, трубопроводный транспорт |
Производства оборонного назначения |
Легкая промышленность, розничная торговля |
автомобильная, электротехническая, сталелитейная |
Способ регулирования рынка |
совершенствование рыночной инфраструктуры |
установление цен, ограничение уровня прибыли, определение набора услуг |
законодательные меры |
Налогообложение продукции и сверхприбыли |
Налогообложение продукции и сверхприбыли, законодательные меры |
Другое по экономике
Государственное регулирование экономики. Социальная политика государства
Социальная
экономика - понятие несколько необычное. В наиболее общем виде социальная
экономика - это наука о современном цивилизованном гражданском обществе. Это
наука о социальном укладе (по немецкой терминологии ''порядок"), кот ...