Роль и место малого предпринимательства в экономике Российской Федерации
Изучая сущность малого предпринимательства, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малое предпринимательство играло основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда существенно не занимала общественное сознание. И только в конце ХХ столетия, престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его гибкой и оперативной способности изобретать новые разнообразные товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого, в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, а также перспективы и проблемы развития. В российской современной истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.
Для первого этапа в рамках советского государства (1985 - 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.
Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.
Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малого бизнеса. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения в целом экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность образования малого предпринимательства.
Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого предпринимательства в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.
Тем не менее, заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет в конечном итоге изменить соотношение деятельных сил в пользу преобладания современных и инновационных процессов в нем. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные развивать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов собственности, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всестороннего развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.
Малое предпринимательство- это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка, ведущих экономическую активность (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Другое по экономике
Метод группировок в статистике, его значение в использовании социально-экономических явлений по материалам ОАО Ливенский завод противопожарного машиностроения
Данная курсовая работа выполнена по теме: «Метод
группировок в статистике, его значение в исследовании социально-экономических
явлений». Вопросы, связанные с этой тематикой на сегодняшний день стоят
довольно остро, так как можно группи ...