Группировка стран по признакам экономического развития
Рис. 3. Позиционирование стран по душевому ВВП и типу экономического развития
Позиционирование на этой матрице дает возможность:
идентифицировать единицу наблюдения (НМС) одновременно в координатах качественных и количественных параметров формирования ВВП;
гармонизировать базу внутреннего и внешнего позиционирования НМС по типу экономического развития;
получить методологическую основу для статистической интерпретации известных и будущих теоретических положений относительно экономического развития (например, экзогенно и эндогенно зависимые стратегии развития экономики или "верхний" и "нижний" пути достижения конкурентоспособности);
устранить методологическую несогласованность существующих подходов к определению классификационных признаков экономического развития (например, ВВП на душу населения, стоимость и состав потребительской корзины, скорректированные по ППС).
Соблюдение приведенных методологических положений позволяет снять ряд проблем теории и практики исследования экономического развития. Сопоставление по стоимости и составу потребительской корзины, переоцененным по ППС, будет обоснованным тогда, когда будут сопоставляться страны, имеющие идентичный тип экономического развития.
Иначе говоря, проблемы заключаются не столько в несовершенстве методологии сопоставления экономического развития стран по ВВП, сколько втом, что ВВП является в первую очередь результатом определенного типа экономического развития. Следовательно, и устранение системного несоответствия при оценивании стоимости и состава потребительской корзины требует скорее не усиления тщательности расчета ППС, а дополнения этих показателей учетом качественных параметров экономического развития в категориях институционально-хозяйственных отличий при формировании ВВП.
Так, например, чрезвычайно сложно сопоставлять страны, которые не только географически удалены друг от друга, но и имеют разный тип экономического развития, а следовательно - разные стоимость и состав потребительской корзины. Позиционирование стран на матрице "тип экономического развития - душевой ВВП" визуально демонстрирует причинно-следственную связь между двумя важными показателями: тип экономического развития (ось ОУ), который является причиной достижения определенного уровня душевого ВВП (ось ОХ) или формирования тех или иных стоимости и состава потребительской корзины, скорректированных по ППС, а также эта потребительская корзина, стоимость и состав которой являются, соответственно, результатом определенного типа экономического развития. Очевидно, стоимость и состав потребительской корзины у жителей США, Западной Европы и Австралии будут более похожи, чем у жителей Западной Европы и Украины, поскольку страны первой группы, несмотря на значительную географическую удаленность, имеют значительно больше общего, чем страны второй группы, хотя они граничат друг с другом.
Попытки классифицировать страны определенных географических регионов по стоимости и составу потребительской корзины их граждан иногда давали результаты, неожиданные для экспертов ООН. Например, в Оценке Программы международных сопоставлений ООН отмечено: "Ранжирование ВВП на душу населения на Индийском субконтиненте вызывает сомнение у экспертов этого региона, а результаты, полученные для Мексики, похоже, противоречат всякой интуиции, из-за той позиции, куда они помещают Мексику в классификационной таблице для всего региона".
Апробация рассмотренного методологического подхода на массиве данных национальной экономики продемонстрировала широкие возможности его использования. Сопоставимость статистических данных достигнута при исследовании структуры формирования национального дохода СССР в 1985 г. и ВВП Украины в 2000 г. Переход от IV к I типу экономического развития фактически означает, что отказ от командного администрирования все еще не завершился становлением институциональных основ рыночного хозяйствования.
Другое по экономике
Оперативное планирование
В
системе внутрихозяйственного (внутризаводского) планирования оперативное
позволяет обеспечить ориентированность целей во времени, а значит и оперативный
контроль за их достижением.
Оперативное
планирование и оперативный конт ...