Эволюция теории предпринимательства в рыночной экономике
Экономическое содержание предпринимательства охватывает характеристику его экономической категории, как метода хозяйствования и как типа экономического мышления.
Предпринимательство как экономическая категория выражает всю совокупность экономических, социальных, организационных, личностных и других отношений, связанных с производством товара, выполнения работ, оказанием услуг и получением желаемого результата в виде прибыли (дохода). Эти отношения возникают у предпринимателей как хозяйствующих субъектов друг с другом, с потребителями, поставщиками всех факторов производства (сырья, материалов, оборудования) с банками и другими субьектами рынка, с наемными работниками и, наконец, с органами государственной власти.
Предпринимательство отражает товарный характер отношений предпринимателей с другими хозяйствующими субъектами на основе действия экономических законов рыночной экономики.
Субъектами предпринимательства могут выступать частные лица (или семьи), коллективы (группа лиц) и государство в лице его соответствующих органов. Деятельность частных предпринимателей (организаторов единоличного, семейного, а также более крупного производства) осуществляется как на основе собственного труда, так и с привлечением наемного. Субъектами коллективного предпринимательства представлены различного рода ассоциации и т.д.
Объектом предпринимательской деятельности является осуществление наиболее эффективной комбинации всех факторов производства с целью максимизации дохода. Создание всевозможных, новых способов комбинации экономических ресурсов, новых технологий и новых сфер вложения капитала - это то, что отличает предпринимателя от обычного хозяйственника.
В процессе конкурентного взаимодействия субъектов рыночного хозяйства предприниматели стремятся создать для себя лучшие условия хозяйствования, завоевать конкурентные преимущества. В этом смысле выделим основные признаки предпринимательства как метода хозяйствования.
1. Экономическая свобода хозяйствующего субъекта.
2. Экономическая ответственность за принимаемые решения, за последствия и связанный с этим риск.
. Ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Это основная цель предпринимателя, вытекающая из самой природы предпринимательства. Отмечая важность данного признака, подчеркнем вместе с тем, что в современном бизнесе он является самодовлеющим.
4. Новаторство, творческий поиск. Этот признак является стержневым. По меткому выражению Шумпетера, предпринимательской задачей является "созидательное разрушение", функциональная роль предпринимательства заключается в " осуществлении новых комбинаций", то есть в получении чего-то нового, отличного от предыдущего. В осуществлении новых комбинаций, по Штумпетеру, входит: 1) изготовление нового продукта; 2) внедрение новых технологий; 3) освоение нового рынка сбыта; 4) освоение новых источников сырья; 5) проведение соответствующей реорганизация структуры.
Истинной причиной побуждающей предпринимателя к новаторству, выступает конкуренция между ними, стремление к получению прибыли.
Таким образом, предпринимательство - это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем - значит делать не то, что делают другие, считал Й.Шумпетер. Безусловно, предпринимателями в известном смысле становятся. Для этого человек должен получить необходимое образование (например, в РГЭУ "РИНХ"). Но этого все-таки недостаточно. Предприниматель должен обладать своего рода "даром божьим". Точно так же, как знание грамматики и синтаксиса не делает студента педагогического вуза поэтом или прозаиком, знания экономической науки еще недостаточно, чтобы стать предпринимателем. Диалектика состоит в том, что предприниматель должен иметь " природные данные", но стать им можно лишь при определенных условиях, о которых было сказано выше.
Неотъемлемой чертой предпринимательской деятельности является инновация. Под этим понимается сложный процесс взаимодействия науки, технологии и рынка, в результате которого научное открытие и изобретение доводятся до коммерческого успеха, реализуются в виде нового продукта, производственной технологии, формы организации бизнеса и др. Инновационная предпринимательская деятельность является основным двигателем научно-технического прогресса, придает производственному процессу интенсивный характер, активизирует удовлетворение личных и общественных потребностей.
По мнению Р.Барра, крупного экономиста, бывшего премьер- министра Франции, сегодня, в связи с развитием крупных корпораций, предпринимательство приобретает следующие черты:
1. Научный характер руководства. "Чутье в делах" уступает место компетенции многих лиц. Иными словами, управление, основанное на интуиции, уступает место научному управлению.
Другое по экономике
Модернизация городского хозяйства
Стратегическим направлением развития России на современном этапе признана
модернизация экономики, нацеливающая все отрасли на технико-экономический
уровень производства, достигнутый в наиболее развитый странах. Главная задача -
достиже ...