Анализ механизмов государственного регулирования и стимулирования инвестиционных процессов
Основным механизмом государственного регулирования экономики является бюджетная политика. Однако в условиях дефицита бюджета в России возможности этого механизма ограничены. Основные элементы макрорегулирования оформляются в виде законов и проходят рассмотрение в Федеральном собрании.
Налоговая политика является важнейшим инструментом распределительного направления и стимулирующей стратегией государства, поскольку налоги являются основным источником аккумуляции денежных средств в государстве.
Финансово-кредитная политика государства включает методы финансового маневрирования Центрального банка России, который в настоящее время занимает ключевое место в реализации экономической политики государства.
У инвестиций, как и у любого товара, в условиях рынка имеется спрос и предложение. Характер спроса и предложения может регулироваться. Если большая часть свободных денежных средств аккумулируется населением в высоколиквидной форме, т.е. денежные средства могут быть быстро обращены в наличные, а спрос предъявляется на долгосрочные, низколиквидные финансовые средства, то в такой ситуации регулирование сбережений для инвестиций может осуществляться путем повышения ставки банковского процента для владельцев сбережений. Кроме того, по мнению автора, необходимо создавать систему перераспределения и комбинирования финансовых ресурсов с тем, чтобы максимально обеспечивать спрос на них.
За последние годы в целях ослабления инфляционного влияния централизованных кредитов на экономику государством принимались меры по ограничению роста денежной массы и кредита. Отменены с 1 октября 1993 г. льготные кредиты (разница между процентными ставками и ставками Банка России возмещалась ранее из бюджета). Прекращено предоставление технических кредитов странам СНГ (они переоформлены в межгосударственные кредиты с отнесением на госдолг).
В условиях перехода экономики России к рынку инфляционный процесс "напугал" коммерческие банки. В результате в общем объеме кредитования вложений доля долгосрочных кредитов, составляющая ранее 20% и более, сократилась до 2-3 %. Но в условиях кризиса вкладывать деньги в обновление производства стало невыгодно. При высокой инфляции не только коммерческим банкам невыгодно вкладывать деньги в долгосрочные проекты, но и сами заемщики не могут широко ими воспользоваться из-за высоких процентных ставок за кредит. Поэтому требуется комплекс мер, защищающих интересы коммерческих банков, предоставляющих долгосрочные кредиты.
Особую роль в активизации инвестиционной деятельности, по нашему мнению, должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен и зачастую противоречив. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакции Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Как известно, государство осуществляет регулирование инвестиционных процессов как непосредственно, инициируя вложения и выступая участником связанных с этим отношений, так и опосредованно, стимулируя инвестиции косвенными методами и создавая соответствующий экономический механизм. Значение косвенных методов государственной поддержки инвестиций определяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием, им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъектов. Даже при минимальных ресурсах рациональная государственная программа стимулирования, например, нововведений может позволить стране занять передовые позиции в мировом научно-техническом развитии. Это, в частности, наглядно подтверждено опытом послевоенной Японии, а принимаемые у нас сейчас спонтанные, изолированные меры по стимулированию инвестиций, даже весьма радикальные, как все видят, мало результативны, и часто приносят противоположный эффект.
Другое по экономике
Установление цен на товары на основе анализа безубыточности производства (на материалах ОАО Промприбор)
Конечным
финансовым результатом предпринимательской деятельности является прибыль. В
условиях рыночных отношений - это превращенная форма прибавочной стоимости.
Учет прибыли позволяет установить, насколько эффективно ведется хозяйствен ...