Потенциал налоговой политики. Мультипликатор налогов
Каждая в отдельности функция налогообложения и все функции налогов вместе взятые многое значат. Поэтому в современных условиях налоги выступают как активное средство косвенного государственного регулирования национальной экономики. Так, правительство страны еще только приступает к разработке проекта бюджета и налогового режима, оглашает в СМИ возможные изменения. Все налоги и сборы, как говорится, еще только в будущем, а хозяйствующие субъекты тем не менее незамедлительно реагируют на вносимые изменения и декларируемые новые параметры налогообложения. Потому что условия налогообложения непосредственно затрагивают экономические интересы хозяйствующих субъектов.
Содержание налоговой политики определяется не только уровнем налоговой нагрузки, перечнем налогов и сборов, но и достигнутой степенью собираемости налогов, характером используемых штрафных санкций, наличием или отсутствием налоговых льгот, преференций, каникул и т. п.
Оценивая потенциал налоговой политики, следует обратить внимание на то, что налоговые изменения воздействуют на экономические процессы косвенным образом. При снижении налогов можно рассчитывать на увеличение объема потребления (домашние хозяйства) и на рост инвестиционной активности (предприятия). Но на практике такие налоговые изменения могут привести к тому, что домашние хозяйства, наоборот, увеличат предельную склонность к сбережениям, а предприниматели сочтут нужным ускорить погашение банковских кредитов. Такой же разнобой может происходить и тогда, когда государство увеличивает налоги. Дело в том, что, снижая (повышая) налоговую нагрузку, государство лишь изменяет общие условия хозяйствования, но не предписывает хозяйствующим субъектам конкретные экономические решения [11, с. 130]1
Современная налоговая политика непосредственно затрагивает амортизационную политику. Чем выше норма амортизации, тем меньше налог на прибыль. Если говорить прямо, то ускоренная амортизация есть скрытая налоговая льгота, которая сокращает поступление в бюджет налога на прибыль. Одновременно это должно увеличивать инвестиционные возможности предприятий. Но в период кризиса при низкой норме прибыли и низких ценах увеличение амортизационных отчислений слабо воздействует на инвестиционную активность.
Инструменты налоговой политики различаются и по скорости начала их действия. Одно дело, когда речь идет об индивидуальном подоходном налоге с физических лиц, взимаемого у «источника дохода». Здесь вполне можно рассчитывать на то, что реакция со стороны налогоплательщика будет мгновенной. Другое дело, когда налогообложение затрагивает прибыль предприятия. Тогда реакция предпринимателя обнаружится далеко не сразу.
Повышение налогов вряд ли можно отнести к популярным мерам. Поэтому любое правительство, выстраивая отношения с электоратом, в современных условиях предпочитает реже затрагивать такие «нервные окончания».
Что касается самих налогов, то их увеличение сокращает располагаемый личный доход домашних хозяйств. Это означает, что налоги непосредственно влияют на возможности населения сберегать и потреблять.
Но это только начало разговора. Следует более внимательно рассмотреть, какое воздействие оказывает, например, увеличение налога на объем национального производства [1., с. 131].
Предположим, государство, стремясь снизить темпы инфляции, вводит дополнительный налог в размере AT. Понятно, что на такую же величину сократится располагаемый личный доход в секторе домашних хозяйств.
Следовательно, сократятся объемы потребления и сбережения населения. Если предельная склонность домашних хозяйств к потреблению (МРС), например, равна 0,8, то введение налога в объеме 1 млн. талеров будет означать, что объем потребления уменьшится на 800 тыс. талеров, что на такую же величину приведет к сокращению совокупного спроса (см. рис. 1.6).
Рис. 1.6. Изменение объема выпуска при увеличении налога на потребление
ИЗ рис. 1.6 видно, что под воздействием автономного налога прямая совокупного спроса сдвинулась вниз и вправо и заняла положение
С2 + I +G + Хn.
Заметно, что уменьшение совокупного спроса (AD) на определенную величину привело к более значительному уменьшению объема выпуска (У1 - Y2). Вывод: обнаруживается действие мультипликатора налогов.
Другое по экономике
Эффективность использования экономических ресурсов на предприятии
Актуальность.
В условиях рыночной экономики эффективное управление и использование
экономических ресурсов хозяйствующих субъектов является одной из важнейших
задач современной действительности. Анализ экономических ресурсов выступает к ...