Потенциал налоговой политики. Мультипликатор налогов
Следует отметить, что мультипликатор налогов всегда имеет количественное значение меньше мультипликатора государственных закупок. Дело в том, что первоначальное изменение объема государственных закупок не проходит фильтрацию сквозь призму «предельной склонности населения к потреблению» (МРС). Каждый дополнительный талер государственных закупок приводит к такому же изменению совокупного спроса (AD). Что же касается изменения налога на одну денежную единицу, то под его воздействием совокупный спрос изменяется лишь на величину МРС х 1. Поэтому налоговый мультипликатор (Mt) равен [2, с. 207]:
Мt=МРС / (1-MPC).
Изменение объема выпуска (ΔY) под воздействием изменения объема налогообложения (ΔТ) будет равно:
ΔY = Mt х ΔT.
На национальную экономику регулирующее воздействие оказывают не только объем государственных расходов, темпы их возрастания, но и структура самих расходов, а также источники их покрытия.
В рамках анализа бюджетно-налоговой (фискальной) политики все обозначенные выше позиции уже составили предмет специального разговора.
Здесь же «телеграфным стилем» отметим лишь те моменты, которые касаются бюджетных расходов [11, с. 134].
Увеличение государственных расходов (закупки, трансфертные платежи, инвестиции) оказывают прямое воздействие на уровень совокупного спроса. Это - аксиома современной макроэкономики. Но вот сокращение тех же трансфертных платежей всегда чревато возникновением определенных политических и социальных проблем. Поэтому при сокращении государственных расходов приходится учитывать фазу не только экономического, но и политического цикла.
В любой стране структура государственных расходов определяется национальными традициями и сложившимися представлениями о социальной справедливости. Поэтому диапазон варьирования государственными расходами в антициклической фискальной политике не такой уж и большой: оценивается от силы в 10-15 %. К тому же такой маневр касается, прежде всего, государственных инвестиций, а не социальных выплат за счет бюджета. Вполне допустима и такая ситуация, когда увеличение государственных расходов обеспечивается исключительно за счет увеличения налоговых поступлений в бюджет, так что сальдо бюджета не изменяется (ΔТ = ΔG). С учетом мультипликатора государственных расходов (Мg) объем выпуска увеличится. С учетом мультипликатора налогов (Mt) объем выпуска сократится. А так как Мg > Mt, то в качестве конечного результата можно ожидать некоторого прироста объема выпуска. Так обнаруживается действие мультипликатора сбалансированного бюджета [2, с. 208].
Таким образом, фискальная политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией. Основными целями фискальной политики являются: ликвидация безработицы; борьба с инфляцией; стабилизация экономического развития; антициклическое регулирование экономики; стимулирование экономического роста; достижение внешнеторговой сбалансированности. В зависимости от ситуации в экономике различают два основных направления фискальной политики: стимулирующая фискальная политика;- сдерживающая фискальная политика.
Другое по экономике
Бизнес-планирование для финансового оздоровления организации на примере ООО Рольф-Восток
Целью практики является углубление и закрепление знаний, полученных в
процессе обучения, приобретение необходимых практических навыков в области
экономического анализа и управления финансовыми ресурсами организации.
Задачи практики:
...