Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса
Малые и средние предприятия обеспечивают прирост новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в зарубежных странах.
Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители необходимых для производства конечной продукции отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места роли малых предприятий в экономике. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно эффективно использовать и в нашей стране. Например, малые и средние фирмы США производят 40% ВНП и половину валового продукта частного сектора, в том числе: в обрабатывающей промышленности - 21%, строительстве - 80, оптовой торговле - 86, в сфере обслуживания - 81%. На этих предприятиях сосредоточена половина всех работников, занятых в частном секторе. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные предприятия. В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также в концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы утаскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми опробовать производство новой продукции, чтобы затем самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, т.е. происходит их воспроизводство. Примечательно, что в кризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась.
В США все большее развитие получает семейный и надомный малый бизнес. При этом само понятие «надомный бизнес» не следует трактовать слишком упрощенно, буквально. Есть виды предпринимательской деятельности, которые целиком выполняются в домашних условиях, а есть такие, что подходят под домашний режим лишь частично. В любом случае семейный и надомный бизнес - один из вариантов мелкого бизнеса. Следует отметить, что научно-технический прогресс существенно раздвинул рамки возможностей организации работы на дому. Ныне надомный, семейный бизнес насчитывает более 200 различных видов деятельности. Сюда включаются и традиционный надомный бизнес, и бытовое обслуживание, различные виды ремесел, образовательные и деловые услуги. Так, в США лишь 4,4% всех надомных предприятий заняты ремеслами; 11,8% заняты розничной торговлей; финансовые, бухгалтерские, консультационные и компьютерные услуги составляют 30% всего надомного бизнеса; наибольшая доля - 53,8% - приходится на строительство, недвижимость, образовательные, юридические и оздоровительные услуги.
Сегодня главный импульс развития надомного бизнеса принадлежит персональным компьютерам. Используя компьютеры, дома могут трудиться научные работники, инженеры, конструкторы, дизайнеры, бухгалтеры, финансисты.
С помощью косвенных методов государственного регулирования экономики государство создает благоприятные условия хозяйствования частным предпринимателям, занятым в тех отраслях производства или районах страны, в развитии которых заинтересовано общество в целом.
Косвенные методы регулирования экономики требуют пристального их изучения. К этим методам регулирования можно отнести налоговую и денежно-кредитную политику государства, государственные закупки товаров и услуг. Государственному регулированию экономики способствуют различные направления экономической политики, такие как антиинфляционная политика экономического роста, инвестиционная и социальная политика, связанная с регулированием внешнеэкономических связей, научно-технических исследований и другие.
Другое по экономике
Исследование тенденций и факторов развития монополистических рынков в Российской Федерации
Нынешний мир невозможно представить себе без рынков, а рынки,
в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Однако, рынки и,
соответственно, конкуренция не одинаковы.
Проблема монополизации хозяйственной жизни на сегодняшни ...