Современное состояние развития малого и среднего бизнеса в РК
Следует подчеркнуть, однако, что градообразующие предприятий с численностью, превышающее 5000 человек, в Казахстане уже сравнительно мало, поскольку в процессе приватизации и в постприватизационный период экстенсивного развития предприятий произошло существенное (в разы) сокращение занятости.
Наряду с совершенствованием налогообложения банковской системы, требуется дальнейшее развитие самого банковского сектора, прежде чем он будет способен обеспечить эффективное посредничество, необходимое для содействия росту реального сектора и, естественно, бизнеса. Проведенный анализ развития банковского сектора страны позволил сделать следующие выводы:
- во-первых, государству необходимо обеспечить более высокий уровень надзора за банковским сектором, осуществляющим работу с депозитами;
- во-вторых, банки должны повысить свою доходность на основе улучшения качества кредитов и сокращения расходов на содержание менеджмента. Это позволит снизить существующее большое различие между процентными ставками по займам и ставкам по депозитам;
- в-третьих, банкам следует разработать кредитную культуру, которая позволит совершенствовать механизм снижения кредитного риска. Этому в немалой степени будет содействовать создание кредитного бюро (данный законопроект разрабатывается в настоящее время Национальным банком).
В настоящее время в Казахстане назрела необходимость функционирования подобной организации. Казахстанскими учеными предлагаются различные формы организации кредитного бюро, в частности в виде самостоятельного акционерного общества, некоммерческого партнерства, структурного подразделения общественной организации (ассоциации банков, консалтинговой фирмы и т.д.), а также при Национальном банке РК.
Несомненным является тот факт, что создание кредитного бюро при Национальном Банке РК имеет ряд преимуществ: Национальный банк РК официально уполномочен на получение отчетов о деятельности кредитных организаций: располагает разветвленной инфраструктурой, объединяющей подразделения центрального аппарата и территориальные учреждения, которые обеспечивают контроль над деятельностью всех без исключения кредитных организаций; имеет широко развитую телекоммуникационную сеть, которая позволяет получать и обрабатывать электронную информацию со всех регионов республики.
Таким образом, создание кредитного бюро в Казахстане позволит сократить риски банков и значительно активизирует процесс кредитования малого предпринимательства.
Исследования зарубежных и отечественных специалистов подтвердили необходимость, целесообразность и актуальность создания в стране института государственных гарантий по кредитам коммерческих банков субъектам малого предпринимательства. Необходимость создания гарантийных фондов связана с необходимостью привлечения дополнительных средств и повышения эффективности управления ими.
Необходимо отметить, что в феврале 2003 года Казкоммерцбанк и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) заключили кредитное соглашение на 10 миллионов долларов. Важным является то обстоятельство, что вторая программа ЕБРР, в отличие от первой, реализуется без предоставления каких-либо гарантий со стороны государства. Это означает, что ставка по кредитам будет варьироваться в зависимости от суммы, срока погашения и общей ситуации на рынке.
Одновременно с кредитной линией ЕБРР определился еще один источник кредитования предприятий бизнеса. Это средства кредитной линии Азиатского банка развития (АБР). Программный заем АБР предназначен для кредитования проектов по закупке оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, техники, создания оптовых продовольственных рынков и других рыночных инфраструктур, предназначенных для реализации сельскохозяйственной продукции, а также финансирования необходимых оборотных средств.
Однако, несмотря на достаточно высокие показатели в финансовой поддержке предпринимательства Фондам, на практике у субъектов бизнеса возникают затруднения с получением кредитных ресурсов: заемщик проходит сложную процедуру утверждения бизнес-плана в банке и затем обращается в Фонд развития предпринимательства для повторного одобрения, вследствие чего процедуры затягиваются на несколько месяцев. Фонд должен иметь разветвленную инфраструктуру по поддержке и развитию малого бизнеса в регионах. Это должно вызвать инициативу на местах и, следовательно, позволить переместить акценты нате области и районы, где в настоящее время существует объективная необходимость в организации структур малого бизнеса. Однако, основная причина, сдерживающая открытие филиалов Фонда в регионах, - трудности бюджетного финансирования расходов на их создание. В связи с этим было бы рациональным привлечь областей, районов к содействию деятельности Фонда, в частности, предложить им стать участниками Фонда путем внесения в уставный капитал административных зданий большой площади для того, чтобы в них можно было разместить на взаимовыгодных условиях.
Другое по экономике
Проведение организационно-экономических расчетов создания нового предприятия
Становление рыночных отношений и формирование эффективных рыночных
механизмов приводит к многообразию видов предприятий, различающихся по размерам
и сферам деятельности и основанных на различных формах собственности и
организационно-правов ...