Современное состояние развития малого и среднего бизнеса в РК
Количественные параметры развития малого бизнеса и среднего бизнеса в Казахстане достаточно внушительны.
В целом возможность организации бизнеса в условиях рынка создана самой природой рыночных отношений. Однако на практике превратить такую возможность в реальность далеко не просто. Перед желающим открыть свой бизнес встает масса проблем, а также препятствий, чинимых различными и государственными, и негосударственными органами и в том числе коммерческими банками, когда приходится прибегать к их услугам. Причины сдерживающих развитие в Казахстане малого бизнеса и в их числе:
отсутствие или основательный недостаток у субъекта предпринимательства стартового капитала и их неумение найти тот сегмент товарного рынка, где можно успешно функционировать, а также нечеткое знание налоговой системы государства и механизма налогообложения;
слабую ориентацию предпринимателей в издержках производства и обращения, незнание установленного порядка их определения и расчета;
нередко поверхностное знание механизма ценообразования в условиях рынка и выбора на каждом этапе развития бизнеса стратегии ценовой политики;
произвольное построение в конкретном бизнесе соотношений, с одной стороны, между постоянным и переменным капиталом, с другой - между основным и оборотным капиталом и, с третьей, структурного построения последних;
неумение четко выработать основные направления целевого использования не только собственных, но главным образом привлекаемых заемных средств, особенно кредитов коммерческих банков,
недооценка необходимости изучения своего сегмента товарного рынка основных конкурентов и покупательского поведения потребителей и почти полнейшая беспомощность в юридических и экономических аспекта организации бизнеса, а также возможных рисков в нем;
бюрократизм и волокита, чинимая местной администрацией и иными государственными органами, а также неоправданные проверки со стороны соответствующих органов, создающих помехи в работе предпринимателей, это всякого рода поборы и взяточничество, особо сильно процветающие банковской и налоговой системе;
полное, либо частичное сокрытие со стороны предпринимателей налоговых и иных платежей и как результат несение немалых штрафных иных санкций, подрывающих в итоге финансовую и материально-техническую базу такого бизнеса и т. п.
Это неполный перечень причин, сдерживающих развитие подлинного предпринимательства в Казахстане и обуславливающих немалые потери не только для не состоявшегося предпринимателя, но и для экономики в целом. Такие причины основательно сдерживают развитие всего общественного производства, замедляют процесс формирования конкурентной и рыночной среды, насыщения последней продукцией производственного назначения потребительскими товарами и услугами, создания стоимости и пополнения на этой основе государственного и местного бюджета, а также различных внебюджетных фондов и иных структур. Таким образом, кажущаяся на первый взгляд проблема частного характера выливается в общегосударственную проблему, имеющему прямое отношение к жизненным интересам каждого человека, всего общества и государства в целом.
Следует отметить, что незначительное участие банков в кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в производственной сфере, объясняется наличием большого числа рисков, связанных с ее значительной капиталоемкостью и долгосрочным периодом оборачиваемости средств. Таким образом, одним из условий, способствующих увеличению объемов кредитования банками производственной деятельности, в качестве дополнительной меры льготного налогообложения целесообразно рассмотреть возможность введения для банков, осуществляющих средне - и долгосрочное кредитование субъектов малого бизнеса, пониженной ставки подоходного налога при условии снижения процентной ставки за предоставляемые кредиты.
Преобразование ЗАО, а также ЗАО с числом акционеров свыше 50, началось после введения в действие Закона РК «Об акционерных обществах», причем акции созданных на их базе ОАО стали свободно продаваться и покупаться; правовыми основаниями для этого якобы послужили статьи названного закона, регламентирующие порядок преобразования организационно-правовой формы акционерного общества (ЗАО в ОАО). Факты таковы, что рассматриваемое преобразование уже привело и будет далее приводить к минимизации доли собственности работников бывших ЗАО посредством «добровольно-принудительной» переуступки ими акций иным собственникам, в первую очередь руководству вновь образованных ОАО.
Однако, как показали пилотные исследования, не имея должной правовой подготовки, работники и их организации оказались фактически неспособными к отстаиванию выбранной ими в процессе приватизации организационно-правовой формы юридического лица (ЗАО). Это касается большинства подобных ЗАО, ибо число работников, принявших участие в приватизации, обычно существенно превышало указанную цифру. В этом, очевидно, и заключается одна из принципиальных причин стремительного уменьшения доли собственности работников, например, с 51 до 6% в акционерном капитале ОАО «Джезказганский металлургический завод», с 97 до 4% - в Алматинском ОАО «Промтекстиль», и со 100 до 10% - в ОАО «Чимкентский подшипник». На названных объектах работники фактически отстранены от участия в собственности и управлении предприятиями.
Другое по экономике
Установление цен на товары на основе анализа безубыточности производства (на материалах ОАО Промприбор)
Конечным
финансовым результатом предпринимательской деятельности является прибыль. В
условиях рыночных отношений - это превращенная форма прибавочной стоимости.
Учет прибыли позволяет установить, насколько эффективно ведется хозяйствен ...