Анализ системы государственно - финансового регулирования субъектов малого и среднего бизнеса
Вклад малых предприятий в оздоровление экономики сегодня явно недостаточен. Это объясняется как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка малого и среднего предпринимательства. Между тем малые и средние предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.
Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды, например через Администрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для средних и мелких фирм» (Франция). В Японии, например, на эти цели в расходной части бюджета выделяется 2-3млрд. долл.
В РК также существуют различные организационные фонды поддержки и защиты интересов малых и средних предприятий. С этой целью созданы ассоциации малых предприятий, фонды развития и поддержки малого предпринимательства, действует Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают. Государственная поддержка малых и средних форм производства в РК с первых шагов малого бизнеса сводилась в основном к системе налоговых льгот на прибыль.
Одной из важнейших проблем малого бизнеса в РК является кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы малых и средних предприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого и среднего бизнеса. В особо трудном положении оказываются частные малые и средние предприятия. Невозможность получения кредита исключает возможность конкуренции с иными предприятиями. Малые и средние предприятия нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и в другой помощи.
Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие проценты, чем те, что действуют на частном рынке ссудного капитала. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала мелким фирмам.
Важным звеном, определяющим взаимоотношения финансово-кредитной системы и бизнеса, являются банки. О повышении доверия к банковским институтам свидетельствует увеличение объемов депозитов в 8,3 раза (в последние годы этому способствовало создание Фонда обязательного гарантирования депозитов). Объем банковских кредитов за последние 6 лет увеличился в 11 раз и на начало 2008 года составил 672,4млрд. тенге. Положительным является увеличение доли средне - и долгосрочных кредитов в общем объеме кредитования экономики банков второго уровня (на начало 2008 года - 57%).
Однако, несмотря на положительные тенденции развития банковского сектора, современное состояние рынка кредитных ресурсов характеризуется недостаточной их доступностью для малого бизнеса. Удельный вес кредитов, субъектам малого бизнеса, имея пик в 2004 году 26,9% от общего объема кредитования экономики, ежегодно снижается. Это объясняется, в первую очередь, высокими ставками вознаграждения. Несмотря на то, что Национальный банк продолжает политику снижения ставки рефинансирования (с 18 % на начало 2004 года до 7,5 % в настоящее время), это не привело к существенному снижению уровня процентных ставок по кредитам, предоставляемым банками второго уровня (средневзвешенная ставка вознаграждения по тенговым кредитам снизилась всего лишь на 2,9 % с 19,1 до 16.2 процента для юридических лиц).
Ключевыми проблемами, которые должны найти свое разрешение при формировании механизма эффективной связи банковской системы и бизнеса при осуществлении процесса кредитования являются оценки банковского риска, их снижение на основе совершенствования залоговой и других схем, возвратность кредитов, а также вовлечение в этот процесс альтернативных способов финансовой поддержки бизнеса. Все эти проблемы в методическом плане недостаточно исследованы, в практическом же плане требуют немалых усилий по осуществлению более полных аналитических процедур со стороны банков.
Другое по экономике
Экономические ресурсы рента, ссудный процент, прибыль, ценообразование
рента ссудный процент
прибыль ценообразование
В
данной курсовой работе по экономической теории, представлены различные
экономические потребности и ресурсы. Эти ресурсы подразделяются на ренту,
ссудный процент, и прибыль, а так же ценоо ...