Анализ системы государственно - финансового регулирования субъектов малого и среднего бизнеса
Банки второго уровня придерживаются основных принципов и процедур кредитования, определяемых международной банковской практикой. Но при этом, принимая, на наш взгляд, достаточно жесткие меры ответственности за возврат кредитов и руководствуясь задачей снижения собственного риска, пока не проявляют интереса к поиску альтернативных вариантов или к совершенствованию действующих банковских процедур, облегчающих доступ к кредитным ресурсам субъектам малого бизнеса.
Поэтому, для обоснованной оценки банковского риска должны предприниматься встречные шаги со стороны бизнеса. А именно:
проведение оценок собственного риска, которые станут одним из условий достоверной оценки риска банка и принятия решения по кредитованию бизнес-проектов субъектов бизнеса;
объективность результатов финансово-хозяйственной деятельности субъектов бизнеса, достигаемая на основе анализа всего комплекса внешних и внутренних факторов, прогнозирования конечных результатов деятельности и обеспечения прозрачности финансовых и иных показателей на основе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и независимого аудита;
проведение комплекса обоснований для оценки залоговых возможностей на основе изучения и использования потенциалов корпоративных гарантий, гарантий или имущества третьих лиц.
Подходящим обобщенным показателем эффективности процессов кредитования, по нашему мнению, является - удельный вес кредитов бизнесу в общем объеме банковских кредитов в реальную экономику. Действительно, он выступает результирующим показателем действия всего комплекса факторов.
Высокая достоверность модели подтверждается коэффициентом детерминации, равной 0,96, и уровнем средней абсолютной процентной ошибки, равной 0,02%.
Анализ модели показывает, что положительно влияют на рост кредитования бизнеса факторы объемов банковских кредитных ресурсов и изменения процентной ставки (коэффициенты парной корреляции, определяющие степень статистической зависимости результирующего показателя от факторов, соответственно, равны: г = 0,69 и г 1 = 0,75). Недостаточное влияние первого фактора можно объяснить тем, что даже при растущих объемах ресурсов, банк имеет иные приоритеты в осуществлении своей кредитной политики. С другой стороны, казалось бы, действие второго фактора должно, наоборот, негативно сказываться на росте кредитования, однако положительный параметр при этом факторе можно объяснить тем, что сегодня по отдельным банкам (как и в нашем случае) имеет место тенденция общего снижения среднего уровня процентной ставки за кредит.
Таким образом, эту модель можно с большой долей надежности использовать как для целей прогнозирования, так и для повышения уровня аналитической работы банка, в частности, в оценках эффективности инвестиционных проектов субъектов бизнеса, что при действующей сегодня системе банковского кредитования ожидаемый КРУ равен около 61млн. тенге, что в 1,49 раза меньше суммарного потока платежей за весь период, следующего из инвестиционных обоснований. Другими словами, анализ самого банка априори оказался не совсем убедительным для принятия решения.
В результате возможного совершенствования системы кредитования на принципах, изложенных выше, появится возможность для банка усилить оценочную работу.
Как отмечалось выше, высокие уровни риска банков при кредитовании субъектов бизнеса налагают определенные условия и ограничения на бизнес-проекты. Предложенный в настоящей работе механизм более достоверной оценки рисков, как со стороны банков, так и самих предпринимателей на основе системной, комплексной увязки основных факторов развития позволит, на наш взгляд, повысить степень надежности кредитных проектов и обеспечить эффективную связь между банками второго уровня и малым бизнесом.
Имеются и другие формы государственной поддержки: обеспечение малых и средних предприятий госзаказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.
Развитие малых и средних предпринимательских форм происходит сейчас в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений, - в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой - монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.
Другое по экономике
Зарубежный опыт развития предпринимательства и его поддержка
Предпринимательство - это способ хозяйствования, который в результате
многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально
предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или
просто люд ...