Методы регулирования и преодоления инфляции в Нижегородской области
По естественным монополиям.
Поскольку естественные монополии применяют затратный способ ценообразования при исчислении тарифов на свои услуги, налоговая политика в этом секторе экономики должна быть направлена на снижение затрат и повышение эффективности предприятий. Для этого можно предложить:
. Ввести обязательное подробное экономическое обоснование производимых расходов при формировании налоговых отчетов. Например, темпы роста расходов на оплату труда ОАО «ГЖД» в 2005 году почти в три раза превышали темпы роста производительности, при том, что сама производительность компании находилась на уровне 49% от среднеотраслевого показателя 1990 года.
Такая динамика затрат является недопустимой в условиях, когда предприятие фактически развивается экстенсивным методом и практически весь рост тарифов «съедается» ростом затрат.
. Увеличить прозрачность налоговой отчетности естественных монополий, например, путем введения обязательного требования по раскрытию информации о прочих затратах предприятий, непрофильных активах и внереализационной деятельности.
В 2004 году прочие затраты ОАО «ГЖД» составили 11% от общего уровня затрат по основной деятельности и произошло их увеличение на 29%¹º. Несмотря на существенные значения, в отчетности прочие расходы нигде не расшифровываются и в них могут быть включены любые экономически необоснованные затраты.
Показатели непрофильных активов не всегда выделяются в системе отчетности естественных монополий, а ведь они являются низкодоходной, а иногда даже убыточной частью деятельности компаний. Раскрытие информации по ним может подтолкнуть естественные монополии к более эффективному управлению этой частью активов, что положительно скажется на структуре затрат предприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении необходимо отметить, что в рамках существующих экономических теорий причины инфляции объясняются по-разному, поэтому и последствия ее регулирования с помощью бюджетно-налоговых мер неоднозначны. Монетаристы видят корень инфляции в росте денежной массы и считают, что сдерживающая налоговая политика сглаживает рост цен, так как приводит к сокращению дефицита бюджета и необходимости увеличения денежной массы. Сочетание моделей IS-LM, AD-AS, кривая Филипса и теория адаптивных ожиданий подходят к объяснению инфляции через анализ изменений совокупного спроса. Они также считают, что взаимосвязь между ростом налогов и инфляцией в краткосрочном периоде отрицательная.
Однако, изменение налоговой нагрузки может привести и к смещению кривой предложения, что вызывает рост цен в экономике. Причина инфляции предложения заключается в существенном изменении условий функционирования экономических агентов, что приводит к возрастанию издержек производства и, как следствие, к увеличению цен. В случае, если такие процессы происходят в базовых отраслях экономики, эффект «инфляции издержек» может быть очень значительным и даже привести к сильному возрастанию вклада немонетарных факторов в формирование инфляции. В такой ситуации бюджетно-налоговая политика может рассматриваться как эффективное средство борьбы с отрицательными социально-экономическими тенденциями. В случае, если инфляция издержек характерна для отраслей, производящих товары и услуги в наибольшей степени потребляемые бедными слоями населения, рост налоговой нагрузки может привести к обострению проблемы социальной дифференциации.
Можно сказать, что подобные процессы происходили в целом по России в период с 2000 по 2006 год. Рост цен в таких базовых отраслях, как естественномонопольный сектор, нефтегазовый комплекс и сельское хозяйство, распространился и на другие сферы экономики, что привело к повышению немонетарного фактора формирования инфляции.
Сравнительный анализ налогового бремени базовых отраслей Нижегородской области с аналогичным общим показателем по экономике показал, что их налогообложение, за исключением сельского хозяйства, является достаточным большим. Поэтому в целях снижения инфляции необходимы меры, снижающие или оптимизирующие налогообложение исследуемых объектов, что должно привести к падению цен и повышению эффективности функционирования предприятий.
Для снижения темпов инфляции в 2006 году существенно ужесточалась тарифная политика на продукцию естественных монополий: темп прироста цен на газ снижен до 11% против 23% в 2005 году, рост тарифов на электроэнергию для конечных потребителей и грузовых тарифов на железнодорожные перевозки установлен ниже целевого уровня инфляции (7,5%). Рост тарифов на услуги, оказываемые естественными монополиями для населения, был также более умеренным, чем в 2005 году. Вклад данного фактора в инфляцию помог может снизить ее примерно на 0,5 процентных пункта по сравнению с 2005 годом.
Другое по экономике
Бизнес-план создания кафе Меркурий
Открытие в г. Коркино предприятия
общественного питания "Кафе Меркурий" с количеством посадочных мест
на 60 человек. Согласно ГОСТ Р 50762-95 данное предприятие попадает под тип:
"кафе" и "закусочные". Пр ...