Этап развития и специализации научных теорий и концепций в контексте формирования теории межрегиональной конкуренции
Качественный скачок в развитии общей теории конкуренции и углублении фундаментальных основ теории межрегиональной конкуренции произошел, в 30-60-е годы XX века. На этом этапе получили развитие неоклассические теории, а также неотехнологические теории международной торговли, явившиеся основой для развития теорий пространственного планирования, региональной и отраслевой экономики. Именно в это время начали складываться эмпирическая база теории межрегиональной конкуренции и прикладные инструменты теории. Углубление специализации и дифференциация научных теорий привели к появлению их большого числа. Вместе с тем, используя принятые критерии периодизации, все эти теории можно сгруппировать в два специализированных направления: 1) неоклассическое и неотехнологическое; 2) пространственное.
Первое направление обусловлено, с одной стороны, маржинальной революцией в экономической науке, с другой стороны, второй технологической революцией в мировой экономике, связанной с совершенствованием методов управления, внедрением процессов автоматизации и технологических новшеств. Этот период характеризуется переходом от «общества производства» к «обществу массового спроса», а затем - к «обществу индивидуального спроса». Именно в это время начали в полной мере проявляться процессы интернационализации экономики, что привело к возникновению и бурному развитию транснациональных корпораций (ТНК) технико-потребительского, а позже - глобального типа. Это направление в экономической теории характеризуется активным развитием западной школы, представленной такими авторами, как А. Маршалл, Дж. Б. Кларк, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Э. Хекшер, Б. Улин, П. Самуэльсон, Р. Вернон, М. Познер, Б. Баласса, П. Кругман и др. Развитие общей теории конкуренции в этот период характеризуется с одной стороны, появлением теорий, описывающих идеальную модель хозяйствования в условиях совершенной конкуренции и полной мобильности факторов производства (теория стоимости А. Маршалла, закон предельной производительности факторов производства Дж. Кларка, теория соотношения факторов производства Хекшера-Улина, концепция специфических факторов производства П. Самуэльсона и др.), с другой стороны, появлением теорий рынков с несовершенной конкуренцией, расширивших возможности и прикладные аспекты школы А. Маршалла (теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина, теория рынка с несовершенной конкуренцией Дж. Робинсон).
В рамках данного направления существенное влияние на формирование теории межрегиональной конкуренции оказали неотехнологические теории международной торговли, прежде всего, теория снижающихся издержек (эффекта масштаба) П. Кругмана, К. Ланкастера, теория внутриотраслевой торговли Б. Балассы, теория технологического разрыва М. Познера, теория жизненного цикла товара Р. Вернона. Важно отметить, что две последние теории, учитывая их междисциплинарную методологическую основу, рассматриваются как переходные к третьему этапу развития теории межрегиональной конкуренции - этапу междисциплинарного синтеза.
Второе направление представлено теориями пространственного развития. В отличие от классических теорий размещения, основанных на принципе частичного равновесия, с 30-х годов XX века быстрыми темпами начали развиваться теории пространственной организации хозяйства и общего экономического равновесия (У. Айзард, А. Лёш и др.). Параллельно с ними получили развитие экономико-географические теории (представленные, в основном, советской школой - Н.Н. Баранским, Н.Н. Колосовским, М.К. Бандманом и др.) и смешанные теории регионального роста (Ф. Перру, Ж.Б. Будвиль, Х.Р. Ласуэн, Т. Хагерстранд, П. Хаггет, Дж. Фридман, Х. Ричардсон). Как первые, так и вторые внесли существенный вклад в дальнейшее совершенствование теорий пространственной организации экономики и формирование фундаментальных основ теории межрегиональной конкуренции, создав, кроме всего прочего, еще и научно-теоретическую основу для современных теорий кластерного и инновационного развития.
Таким образом, теории, относящиеся ко второму этапу формирования и развития теории межрегиональной конкуренции, внесли существенный вклад в понимание самой сущности конкуренции, ее видов и движущих сил. При этом большое количество и широкий спектр научных теорий обосновывается тем, что исследование феномена конкуренции шло сразу по нескольким параллельным направлениям и с использованием методологического аппарата различных научных дисциплин. Именно поэтому к завершению второго этапа (к 70-м гг. XX века) специализация и обособление научных теорий начали уступать место их интеграции. Начали появляться обобщающие научные теории, рассматривающие конкуренцию не как чисто экономическое понятие, а как причину и, одновременно, следствие процесса общественного развития. Именно эти теоретические разработки позволили по-новому взглянуть на конкуренцию как на многомерный и эволюционирующий предмет исследования, создать фундамент для синтеза методологических подходов и отдельных методов микро- и макроэкономики, экономической географии, региональной экономики, социологии и психологии, прикладных управленческих наук (менеджмента, маркетинга, теории организации, теории принятия решений).
Другое по экономике
Установление цен на товары на основе анализа безубыточности производства (на материалах ОАО Промприбор)
Конечным
финансовым результатом предпринимательской деятельности является прибыль. В
условиях рыночных отношений - это превращенная форма прибавочной стоимости.
Учет прибыли позволяет установить, насколько эффективно ведется хозяйствен ...