Пути повышения эффективности регулирования занятости населения и снижения безработицы в РФ
Важную роль в числе мер активной политики занятости должно играть поощрение работодателей, сохраняющих и создающих новые эффективные рабочие места в перспективных сферах деятельности и производства (сфера услуг, строительство, финансы и кредит, страхование, сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, машиностроение). В этих целях используются такие рычаги, как налоговые и кредитные льготы, государственные заказы, ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов.
Особое значение имеет стимулирование создания новых рабочих мест в трудоемких производствах (сфера услуг) и в отраслях, которые имеют высокий мультипликативный эффект, выражающийся в развитии многих смежных отраслевых комплексов (жилищное строительство, туризм).
Стратегия дальнейшей борьбы с безработицей в России должна базироваться на «политике двух рук»: на сочетании мер противодействия сокращению занятости с ускоренной перестройкой структуры занятости путем стимулирования роста инвестиций предпринимательства в отрасли экономического прорыва и массовой переподготовки кадров. Приоритет тех или иных мер зависит от состояния рынка труда и специфики безработицы в конкретных регионах и отраслях. Политика сдерживания роста массовой безработицы целесообразна в отраслях приоритетного развития и регионах с невысоким потенциалом скрытой безработицы при значительных масштабах зарегистрированной безработицы (Калининградская, Сахалинская области, Хабаровский край, Ингушетия, Калмыкия и Дагестан). В тех отраслях, где накоплен высокий потенциал скрытой безработицы (промышленность, строительство, наука) и в регионах с аналогичной ситуацией (Мордовия, Чувашия, Владимирская, Ивановская и Кировская области) более целесообразна реализация программ ускорения институционально-структурной перестройки на основе восстановления инвестиционного процесса, развития малого и среднего предпринимательства и опережающего обучения высвобождаемых работников по новым профессиям и специальностям.
Активная политика на рынке труда предполагает активизацию каждого ее субъекта: самих безработных граждан, государственных органов занятости, предпринимателей и профсоюзов. Проведение активной политики способствует ускорению структурных реформ в народном хозяйстве, росту общественной производительности труда, снижению социальной напряженности в обществе, сохранению «человеческого капитала». Переход от политики сдерживания растущей безработицы в России к политике профилактики и минимизации безработицы является наиболее актуальной задачей органов занятости на местах, а также других ведомств и социальных партнеров, которые призваны решать эти задачи.
Перспективы борьбы с региональной безработицей, особенно в ее застойной, хронической форме в трудоизбыточных регионах с депрессивной экономикой, преобладанием убыточных неперспективных производств связаны с развитием общероссийского рынка труда и его инфраструктуры: транспортной, жилищной, информационной, образовательной. Формирование единого экономического пространства, развитие конкуренции, научно-технического прогресса, рост эффективности общественного производства и реальных доходов населения, стабилизация цен на жилье, транспортных тарифов будут способствовать увеличению территориальной мобильности трудовых ресурсов из регионов с высоким уровнем безработицы. Рабочая сила будет устремляться в те регионы, где потребность в ней значительно выше.
Другое по экономике
Фискальная политика и ее влияние на макроэкономическую стабилизацию
Тема
фискальной политики и ее роль в государственном регулировании экономики на
сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика Республики Беларусь
переживает трудности в связи с мировым финансовым кризисом, и от того, как
правит ...