Пути повышения эффективности регулирования занятости населения и снижения безработицы в РФ
Заключение
Основными направлениями государственного регулирования занятости являются: установление системы свободного выбора труда; законодательное регулирование рынка труда и трудовых отношений; установление минимального размера оплаты труда; функционирование государственных служб занятости; содействие созданию рабочих мест и обеспечению занятости социально уязвимых групп населения; выплата государственных пособий по безработице; государственное участие в организации системы первоначального обучения, переобучения, повышения квалификации, переподготовки кадров.
Механизм государственного регулирования занятости и рынка труда, общий для стран рыночной экономики, включает три группы методов:
• экономические методы: льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика с целью стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.;
• организационные методы: создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, государственной системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров;
• административно-законодательные методы: регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни, определение минимальной почасовой ставки оплаты труда и др.
Конкретными методами перспективных прогнозных обоснований занятости и рынка труда являются следующие: программно-целевой метод, нормативный метод, балансовый метод, социальная партнёрство. Политика в области занятости должна стать более гибкой, а меры поддержки безработных - более адресными. Работа по оказанию содействия в трудоустройстве ставит во главу угла задачу формирования гибкого рынка труда, делающего ставку на мобильную безработицу. Приоритетами реализации политики в сфере занятости должны выступать: внедрение в практику работы крупных отделов занятости профессионально-отраслевого принципа организации взаимодействия с безработными и работодателями, технологии профилирования безработных, организация муниципальных бизнес-инкубаторов. В активных программах содействия занятости службе занятости следует использовать технологию профилирования безработных. Важное направление - многопрофильные образовательные программы, обучение и переобучение граждан по так называемым интегрированным профессиям. Помимо мер по субсидированию занятости, сдерживанию массовой открытой безработицы в прогрессивных отраслях и на градообразующих предприятиях необходимо активнее стимулировать развитие малого предпринимательства в сфере услуг и материальном производстве. Стратегия дальнейшей борьбы с безработицей в России должна базироваться на «политике двух рук»: на сочетании мер противодействия сокращению занятости с ускоренной перестройкой структуры занятости путем стимулирования роста инвестиций предпринимательства в отрасли экономического прорыва и массовой переподготовки кадров. Перспективы борьбы с региональной безработицей, особенно в ее застойной, хронической форме в трудоизбыточных регионах с депрессивной экономикой, преобладанием убыточных неперспективных производств связаны с развитием общероссийского рынка труда и его инфраструктуры. Зарубежные исследователи проблем борьбы с безработицей рекомендуют также превращать пособия по безработице в «ваучеры занятости», то есть безработным предлагается по их желанию использовать часть пособий по безработице в качестве ваучеров, передаваемых предпринимателям. Те же могут использовать их как форму субсидируемого найма безработных, предоставляя им рабочие места.
Другое по экономике
Риски в планировании
В первые десятилетия современного управления проектами
основное внимание было уделено планированию и контролю проекта. Но
повторяющиеся неудачи в достижении целей проекта, связанные с неучтенными
рисками, привели к пониманию необходимо ...