Анализ рынка продовольственных товаров повседневного спроса
В последние годы рынок сухарных и бараночных изделий, по оценкам экспертов, демонстрировал феноменальный рост - около 30% в год. Это объясняется любопытной демографической тенденцией. Дело в том, что потребление недорогих кондитерских изделий, в особенности сушек и сухарей, резко возрастает при переходе через определенный уровень обеспеченности ($ 100-200 на члена семьи в месяц) [3].
В Москве наблюдается массовый переход жителей как раз через этот уровень, результатом чего и стал такой феноменальный рост (или, точнее, восстановление) рынка сухарных и бараночных изделий.
Следует ожидать особенно быстрого роста этого сегмента рынка в провинции, где переход через границу уровня доходов $ 100-200 будет происходить в гораздо больших масштабах (в Москве он уже в основе своей произошел раньше). Приведенные аргументы свидетельствуют о достаточно высокой динамике роста данного сегмента рынка кондитерских изделий, обусловленной выгодной для товаров этой группы структурой социально-демографической ситуации.
Однако с точки зрения дальнейшего изменения социально-демографической ситуации в стране можно прогнозировать в ближайшем будущем (1-2 года) резкое замедление роста рынка, а в более отдаленной перспективе (5 лет) - сокращение емкости рынка. Это связано с тем, что по мере роста благосостояния населения и перехода его через границу дохода в $200 оно склонно переключаться на более дорогие и претенциозные товары.
Учитывая вышесказанное, а, также определив объем потребления товаров исследуемых групп, можно сделать следующие выводы о емкостных параметрах рынка (таблица 1) [3].
Таблица 1 - Емкостные параметры рынка
Емкость сегмента, руб. /мес. в настоящий момент |
Тенденция развития | |
Сегмент сухарей |
8,23 млн. руб. |
Скачкообразный рост, обусловленный резким повышением доступности товара при переходе большого количества семе через границу дохода $100-200 |
Сегмент сушек |
9,02 млн. руб. | |
Сегмент баранок |
1,39 млн. руб. |
Наличие неудовлетворенного платежеспособного спроса, обуславливающее возможность значительного увеличения емкости данного сегмента |
Сегмент бубликов |
2,03 млн. руб. | |
Сегмент сухариков (к пиву) |
33,54 млн. руб. |
Продолжение роста. Полное отсутствие имиджевой составляющей в успешности товара. Успешность товара определяется широтой дистрибьюции |
Особенности восприятия потребителями бараночных и сухарных изделий 28,6% москвичей и жителей ближайшего Подмосковья регулярно покупают товары этой группы (рисунок 2). Следует отметить, что сушки и сухари являются товаром, наиболее доступным для повседневного чаепития. Другие кондитерские изделия, как, например, вафельные торты, рулеты. Конфеты и даже печенье, воспринимаются как товары "для случая", то есть не на каждый день: "Не будешь же каждый день торт покупать." (цитата из интервью с покупателем). Они покупаются, как правило, при ожидании гостей, получении зарплаты или для того, чтобы повысить себе настроение и порадовать своих близких.
Рисунок 2 - Количество покупателей товаров этой группы
Сушки же, сухари и баранки воспринимаются как товары "простые", а следовательно, не дорогие (хотя цена их не меньше, чем, например, печенья) и поэтому такие, какие можно есть в неограниченных количествах. Ключевое значение имеет не то, что этот товар дешевый, а то, что он воспринимается как дешевый и, следовательно, более доступный - его можно есть более смело без ущерба для семейного кошелька.
В то же время имидж данной группы товаров достаточно "старомоден" и для активизации потребления нуждается в существенном обновлений. Одним из таких средств могут быть разнообразные экзотические добавки, которые очень хорошо воспринимаются покупателями и привлекают внимание к товарам этой группы.
Любое возможное влияние на имидж данной категории товара любым из производителей (обновление имиджа) способно изменить расстановку сил в этих и смежных группах товаров.
Как говорится, новое - это хорошо забытое старое. Имидж же данной группы товаров настолько стар, что просто "в воздухе висит" идея его обновления, к чему потребитель уже, в общем-то, готов.
Другое по экономике
Количественная взаимосвязь экономического роста и инвестиций в основной капитал
Исследование
влияния инвестиций на рост производства является ключевой проблемой в
классических теориях экономического роста. Острую актуальность эти вопросы
приобретают для России - создание благоприятных макроэкономических условий
р ...