Факторный анализ показателей прибыли
Факторный метод планирования прибыли включает в себя пять последовательных этапов:
1. Расчет базовых показателей за предшествующий год.
. Постановка целей хозяйственной деятельности на планируемый приод.
. Программирование индексов инфляции
. Расчет плановой прибыли и рентабельности по вариантам.
. Выбор оптимального варианта.
Базовые показатели за предшествующий год - это отчетные показатели, но скорректированные на условия, действующие к началу года и сопоставимые с ними, освобожденные от случайных факторов.
Факторная модель прибыли в системе «директ-костинг» принимает вид:
П = МД-СПОСТ (2)
Из формулы 3 следует, что организация начнет получать прибыль только после того, как возместит постоянные расходы за счет дохода от продажи определенного объема выпускаемой продукции,[5,с.308].
Выручки от продаж должно хватить для покрытия переменных расходов и образования прибыли.
В свою очередь
МД = N - Спер (3)
где, Спер - переменные издержки, расходы.
МД = Q * p - Спер * Q = Q * (p- Спер) (4)
Факторная модель (формула 4) позволяет определить влияние количества проданных товаров, средней цены, средних переменных расходов на единицу продукции и постоянных расходов на маржинальный доход.
Модель (формула 2) может применяться при анализе прибыли по каждому виду изделий. Применительно к конкретному виду изделий маржинальный доход характеризует вклад одного изделия в возмещение постоянных расходов[20,289].
При проведении внешнего анализа или экспресс-анализа прибыли на основе маржинального дохода по формулам (2 ) может применяться следующая факторная модель:
П = N * (1 - Спер / N ) - Спос (5)
Анализ прибыли от продаж на основе маржинального дохода ООО «Лесной» представлен в таблице 5,[Приложение Б].
Таблица 5
Данные для факторного анализа прибыли от продаж ООО «Лесной»
Показатели |
Условное обозначение |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
Отклонение 2006-2005г. |
Отклонение 2007-2006г. |
Выручка от продаж (без НДС и акцизов),тыс .руб |
N |
27205 |
30094 |
29906 |
2288 |
-188 |
Переменные расходы, тыс руб |
Cпер. |
13731 |
14753 |
15521 |
1022 |
768 |
Переменные расходы на 1руб. выручки от продаж |
Cпер |
0.5 |
0.49 |
0.52 |
-0.01 |
0.03 |
Маржинальный доход, тыс. руб |
MD |
11047 |
12175 |
12900 |
1128 |
725 |
Маржинальный доход на 1руб.выручки |
Md |
0.406 |
0.404 |
0.431 |
0,002 |
0,027 |
Постоянные расходы, тыс руб |
Cпос |
10501 |
11300 |
12007 |
799 |
707 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
П |
546 |
875 |
893 |
329 |
18 |
Рентабельность продаж, % |
Rпр. |
0.02 |
0.03 |
0.03 |
0.01 |
0 |
Другое по экономике
Механизм улучшения экономического состояния промышленного предприятия
Работа менеджеров в условиях рыночных методов хозяйствования требует
умения творчески мыслить, свободно ориентироваться в конкретных
производственных ситуациях и оперативно, рационально решать экономические,
организационно-технические ...