Факторный анализ показателей прибыли
Iq = ∑q1p0 / = ∑q0p0 (16)
Затем валовая прибыль базисного периода, скорректированная на Iq, сопоставляется с величиной прибыли базисного периода:
∆Пв (р) = ∑∆Пв0 * Iq - ∑∆Пв0 = ∑∆Пв0 * ( Iq - 1.0) (17)
Прирост прибыли в результате изменения состава (ассортимента) продукции определяется по формуле n
∆Пв(асс) =(( ∑q1n0 / ∑q1р0) - ( ∑Пв0 / (∑q0p0)) * ∑q1р0) (18)
где n0 = р0 - z0 - прибыль на единицу каждого вида продукции; ∑q1n0 величина базисной прибыли при фактическом ассортименте продукции;
( ∑q1n0 / ∑q1р0) величина прибыли в рублях на тысячу рублей реализованной продукции в базисном периоде при фактическом ассортименте ; ( ∑Пв0 / (∑q0p0) - величина прибыли в рублях на тысячу рублей реализованной продукции (работ, услуг) в базисном периоде.
В результате разложения общий прирост валовой прибыли можно представить в виде алгебраической суммы:
∆Пв = ∆Пв (р) + ∆Пв (z) + ∆Пв (q) + ∆Пв (асс) (19)
Рассмотрим методику разложения прироста прибыли по факторам на условном примере. Для выявления факторов необходимо произвести пересчет выручки от реализации продукции, работ и услуг отчетного периода в цены и тарифы базисного периода, себестоимость фактически реализованной продукции, работ, услуг в отчетном периоде также пересчитывается по себестоимости базисного периода.
Пример такого пересчета приведен в табл. 3.
Прибыль от реализации продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным возросла на 18 тыс. руб.:
АП = ∑ П1 - ∑П0 = 893 - 875 = 18 тыс. руб (20)
прогнозирование прибыль статистический
Таблица 8
Расчет влияния факторов на изменение прибыли предприятия
показатели |
За предыдущий период |
Фактически по ценам и себестоимости базисного периода |
Фактически за отчетный период |
Выручка от продажи в отпускных ценах предприятия |
30094 |
30000 |
29906 |
Полная себестоимость проданных товаров,услуг и т.д. |
29219 |
31003 |
30323 |
Прибыль от реализации |
875 |
953 |
893 |
Изменение прибыли за счет изменения цен и тарифов в отчетном периоде по сравнению с базисным составило
∆П(р) = ∑q1p1 - ∑q1р0 = 29906 - 30000 = - 94 тыс.руб (21)
Снижение себестоимости единицы реализованной продукции по сравнению с предыдущим периодом привело к увеличению прибыли:
∆П(z) = ∑q1z0 - ∑q1z1 = 31003 - 30323 = +680 тыс.руб (22)
Для расчета влияния объема реализации на изменение прибыли определяем индекс физического объема продукции
Iq = ∑q1p0 / ∑q0p0 = 30000 / 30094 = 99.7% (23)
Объем реализованной продукции возрос пропорционально этому показателю повысилась и величина базисной прибыли за счет этого фактора:
∆П(z) =∑П0 * Iq - ∑П0 = 875 * 0.997 - 875 = - 2.625 (24)
Увеличение доли более рентабельной (прибыльной) продукции увеличивает сумму прибыли и наоборот. Положительные сдвиги в ассортименте продукции привели к увеличению прибыли:
∆Пв(асс) =(( ∑q1n0 / ∑q1р0) - ( ∑Пв0 / (∑q0p0)) * ∑q1р0 = - 7500 (25)
Итого общий прирост прибыли составил 18 тыс. руб.
Относительное изменение прибыли за счет каждого фактора рассчитывают как отношение абсолютного изменения к базисному значению прибыли. Анализ изменения прибыли, основанный на индексном методе, помогает выявить на предприятии резервы увеличения прибыли и позволяет принимать обоснованные управленческие решения. Только по сумме прибыли нельзя судить об эффективности деятельности предприятия. Показатель, характеризующий размер прибыли на один рубль использованных ресурсов или произведенных затрат, называется рентабельностью.
Другое по экономике
Государственная поддержка малого бизнеса в Челябинской области
Актуальность
исследования. Реформирование экономики России, в соответствии с мировой
практикой, невозможно без развития и совершенствования всех разнообразных форм
экономической деятельности. Одна из них - малое предпринимательство. Пр ...