График безубыточности. Определение точки безубыточности (порога рентабельности) расчетным и графическим методом
Графическая интерпретация задачи по нахождению точки безубыточности представлена на рис.3. Из этого графика вытекают важные выводы, ставшие экономическими постулатами:
фирма может зарабатывать прибыль (выручка за вычетом всех издержек), если объем продаж ее продукции на рынке будет превышать критический объем выручки ;
точка пересечения кривой общих издержек и кривой выручки от реализации принято называть точкой перегиба, мертвой точкой или точкой перелома (точка перелома 1 на графике), лишь перейдя которую наступает окупаемость всех издержек и фирма становится прибыльной;
точка пересечения прямой постоянных издержек и кривой маржинального дохода (выручка за вычетом только переменных издержек) также называется точкой перегиба, точкой перелома (точка перелома 2 на графике), после прохождения которой условно-постоянные затраты окупаются. Как и первая точка перелома, 2-я также соответствует критическому объему выручки. В этой точке наступает равенство условно-постоянных затрат и маржинального дохода. В обоих случаях, если участок кривой выручки выше точки перелома, фирма получает прибыль, причем в обоих случаях одну и ту же.
Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (запас финансовой устойчивости. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.
Графический метод определения порога рентабельности нагляден и прост. Однако он не исключает ошибочных результатов, обусловленных отклонениями в масштабе, нарушениями правил построения и т.д. Поэтому его целесообразно дополнять аналитическим (расчетным) способом определения порога рентабельности.
1- кривая выручки от реализации;
2- кривая общих издержек;
- кривая переменных издержек;
- кривая постоянных издержек;
- критический объем выручки
Рисунок 3 - Графическая зависимость выручки от издержек:
При реализации аналитического приема могут использоваться два способа определения точки безубыточного объема продаж и порога рентабельности:
) исходя из величины маржинального дохода на одно изделие:
(14)
2) исходя из общей суммы маржинального дохода:
(15)
где П 1 и П -прибыль на единицу продукции и общая сумма прибыли, млн.р./шт. и млн.р./год.
При использовании первого варианта, модифицируя формулу безубыточного объема продаж получим:
(16)
где - критический объем продаж, при котором нет ни убытков, ни прибыли- безубыточный объем продаж или порог рентабельности, в натуральном выражении
. (17)
Алгоритм расчета факторов изменения безубыточного объема продаж в натуральном выражении способом цепных подстановок приведен в табл. 2.
Второй и третий варианты определения искомого объема продаж или порога рентабельности используются в том случае, если предприятие производит не один, а несколько видов продукции.
Так как то
где - критический объем продаж = ;
- выручка от продаж =;
- общая сумма маржинального дохода =;
- постоянные издержки = .
Отсюда безубыточный объем продаж или критический объем продаж в денежном выражении:
(18)
где - удельный вес постоянных издержек в общей сумме маржинального дохода, в долях;
- средний удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции, в долях.
Другое по экономике
Теоретические основы современной межрегиональной конкуренции (оценка вклада научных теорий)
Ключевые
слова: микрорегионализация, классические и постклассические экономические
теории, конкуренция, межрегиональная конкуренция, междисциплинарный синтез
За
последние 30 лет существовали различные попытки качественного обобщ ...